С группы "Жар-птица" начиналась история "АЛИБИ"...
Группа "Жар-птица" была образована в мае 1975 года в г.Дубна Московской области. Идея создания нового коллектива возникла в голове Сергея Попова после того, как он покинул местный ВИА "Легенда" из-за музыкально-идеологических разногласий с его руководителем. К тому времени у него уже был серьезный запас собственных песен и немалый исполнительский опыт: первый раз на сцену в составе бит-группы "Фобос" он вышел еще весной 1967 года. Эта группа, состоявшая из старшеклассников дубненских школ, исповедовала принцип коллективного творчества, а ее репертуар состоял как из хитов западного происхождения, так и песен собственного сочинения; последнее было исключительным явлением в то время. Потом были институт, армия, дубненские команды "Пульсары" и "Облака", и много-много песен, часть из которых исполняли московские группы - "Красные дьяволята", "Кентавры" и ставшие знаменитыми "Цветы". "Первый призыв" группы "Жар-птица" состоял из 17-18- летних ребят, едва владеющих инструментами: место барабанщика занял Сергей Пестов, басиста - Александр Капитонов, а второго гитариста - Александр Васильченко. Сам Сергей впервые поменял бас, с которого когда-то начинал, на соло-гитару. Уже через 2 недели группа играла на танцах: композиции "Beatles","Deep Purple", "Grand Funk", "Slade" стали основой репертуара. Параллельно с изучением классики жанра началась работа над собственными песнями. Это был мучительный и сложный процесс, учитывая молодость и неопытность музыкантов. Но сохранившиеся концертные и танцевальные записи того времени свидетельствуют, что ребята не только хорошо овладели инструментами, но и что их прекрасно принимала публика.
В 1979 году, вдохновленные успехом "подпольных" записей "Машины времени", музыканты "Жар-птицы" решили попробовать записать полноценный альбом собственных песен. К тому времени в группе поменялось несколько составов - кто-то ушел в армию, кто-то хотел просто покрасоваться на сцене и продержался недолго т.к. лидер группы был требовательным руководителем, а главной сценой тогда был чаще всего танцевальный зал. Безусловно, ценным приобретением группы стал клавишник Юрий Пулин. К этому времени из армии вернулись Александр Капитонов и Александр Васильченко, а за ударными уже четыре года сидел Сергей Пестов.
Местом записи был избран радиоузел ДК "Октябрь", в котором были подходящие условия и магнитофоны "Комета 212". Сначала записывалась инструментальная фонограмма (гитара слева, другая - справа; бас, орган и ударные болтались где-то посередине). Затем через микшер, который даже не имел тембров, накладывались голоса. Качество конечного продукта получилось ниже всякой критики, и Сергей Пестов и Александр Капитонов покинули группу, чтобы играть джаз: сказались многолетняя усталость, отсутствие какого-либо заработка и понимание того, что в "совке" эти песни никто, никогда и никуда не пропустит…
Новым басистом стал Владимир Бычков, ударником - Сергей Заонегин; для разнообразия в группу пригласили хорошо поющую Елену Зименкову. Материальная база "Жар-птицы" немного улучшилась, в подвале ДК "Октябрь", где репетировала группа, руками музыкантов была отстроена настоящая студия. Восстановив репертуар и аранжировав несколько новых песен, группа уже в новом составе приступила к записи. Было решено, что альбом должен длится 55-60 минут - по вместимости катушки в 375 метров; что размер прозрачной пластмассовой коробки для ленты такой длины идеально подходит для размещения в ней оформления альбома; что надо каким-то образом ознакомить максимальное количество людей с содержанием альбома. К тому времени Сергеем Поповым была отработана новая методика записи: под инструментальную фонограмму с одного магнитофона на другой записывались - попеременно на разные каналы - партии наложения; затем магнитофоны синхронно включались, и уже 4 канала сводились вместе. Так как точность такого сведения была невелика, приходилось выбирать из многочисленных проб лучшие куски и склеивать их скотчем. Скорость трех стереомагнитофонов "Комета 212", была увеличена, приблизительно, до 30 см/сек, и таким образом немного улучшилось качество звучания.
Именно по такой технологии был записан первый альбом группы "Жар-птица", название которому дала одна из песен Сергея Попова - "В ГОРОДЕ ЖЕЛАНИЙ, ПОД РАДУГОЙ МЕЧТЫ". Дизайн оформления коробки разработал Юрий Пулин, а все "картинки" фотографическим способом размножил Вячеслав Новожилов. К тому времени и этот состав группы развалился: Александр Васильченко увлекся Еленой Зименковой, и они вместе покинули группу; ушли и Юрий Пулин с Владимиром Бычковым. Оставшись один, Сергей Попов целыми днями делал копии альбома и обклеивал коробки фотографиями с оформлением. За этим занятием ему в голову и пришла замечательная идея…
В то время набирало силу дискотечное движение: дискотеки множились по стране со скоростью звука и испытывали большой дефицит современной русскоязычной музыки. Сергей обзавелся адресами столичных и подмосковных дискотек в соответствующих учреждениях культуры и выслал наложенным платежом около 200 оформленных катушек с записью альбома "В Городе Желаний…" по этим адресам. Цена катушки с записью составляла 11 рублей, в каждую было вложено короткое послание, рассказывающее о группе "Жар-птица" и содержащее следующее предложение: если запись не понравилась, ее получатель может отправить пленку назад на тех же условиях. Естественно, ни одна из коробок не вернулась, а несколько месяцев спустя вся страна отплясывала на дискотеках под "Машу" и "Некрасивую". Это был первый настоящий успех. С разных концов страны посыпались письма с просьбой выслать запись альбома, фотографии музыкантов с автографами, плакаты и т.п. Сергей Попов собрал новый состав, более интеллектуальный, более "взрослый": Александр Никитин - бас, вокал; Вячеслав Пономарев - гитара, вокал; Алексей Сурков - клавишные, вокал; за барабанами остался Сергей Заонегин. На дворе стояло жаркое лето 1981 года, и Сергей Попов написал тягучую, мелодичную песню "ЗНОЙ", которая делегировала свое название новому альбому, появившемуся весной следующего года. Его качество было уже значительно выше предыдущего, а количество сделанных копий не поддается учету. На музыкантов обрушился град писем и заказов, рекорд дня составил 28 посланий от поклонников, и музыканты по очереди на них отвечали.
Следующий альбом, по замыслу Сергея Попова, должен был стать концептуальным. Эклектика первых двух начала его раздражать: часто на одной дорожке соседствовали песни, написанные в 67-м и 81-м, и подростковая любовная лирика, что казалось неуместной рядом с композицией под названием "Вне закона" или миниатюрой на стихи Семена Кирсанова "Привет!". Для улучшения качества конечной фонограммы был приобретен магнитофон "Тембр-2"; скорость ленты на нем была увеличена до стандартных студийных 38 см/сек. Помимо этого, у группы "Воскресение" были куплены самодельный 12-канальный микшерский пульт и 6 микрофонов. Когда началась подготовка к записи нового альбома, Сергей Заонегин покинул группу, и место за барабанами занял Владимир Дягель, которому в то время едва исполнилось 15. Но это никак не сказалось на конечном результате: в прошлом Володя занимался акробатикой, и это очень помогло ему в кратчайшие сроки овладеть ударными инструментами и играть наравне со всеми. Новый альбом, законченный летом 1983 года, назывался "РОКОДРОМ". К тому времени Сергей Попов устроился на работу в местную службу быта, чтобы иметь возможность легально распространять записи "Жар-птицы"; да и объемы заказов возросли настолько, что требовалось большое количество магнитофонов для копирования. По знакомству, за бутылку коньяка, Сергею Попову удалось в областном Доме народного творчества поставить на тексты всех записанных "Жар-птицей" песен штамп "Разрешено к исполнению": именно в тот год на самодеятельные рок-группы начались серьезные гонения, и такое "разрешение" как бы легализовало деятельность группы…
…В сентябре 1983 года были арестованы Алексей Романов и Александр Арутюнов из группы "Воскресение". Во время обыска на квартире А.Арутюнова, который был звукорежиссером популярной московской группы и у которого "Жар-птица" приобрела микшерский пульт, милиция обнаружила документальные доказательства этого факта. В те времена частная коммерция не только не приветствовалась, но и жестоко наказывалась: бард Александр Новиков сел на 7 лет отнюдь не за песни, а за изготовление и продажу поддельных "фендеров" и "маршалов". Чуть раньше, в конце лета, кто-то из земляков группы "Жар-птица" написал письмо в ЦК КПСС с описанием масштабной "антисоветской" деятельности по распространению "подпольных" песен собственного сочинения участниками группы. Начались допросы, приезды комиссий из надзирающих за самодеятельностью органов, обыски у Сергея Попова дома и на работе. Причем женщина-следователь, ведшая дело "Воскресения", не подозревала о "разборках" по линии ЦК КПСС, и наоборот. Группа как раз приступила к записи четвертого альбома, но закончить успела только 3 песни - было уже не до этого. Пришлось - мешками! - сжигать письма поклонников, уничтожать картотеку звукозаписи, прятать у друзей оригиналы записей альбомов и оборудование. Весь этот кошмар длился 10 месяцев, и, в конце концов, МВД, КГБ и ЦК КПСС "нашли друг друга" в августе 1984 года, когда Сергей Попов с семьей уехал отдыхать к родственникам в Сухуми. Из Дубны на юг позвонил Алексей Сурков и сообщил, что "…город стоит на ушах, директора ДК собираются уволить и исключить из партии, все ищут тебя, надо срочно приезжать". Но жена Сергея мудро посоветовала ему этого не делать: никаких официальных обвинений ему не предъявляли, сухумского адреса никто не знает, пусть разбираются между собой, кто виноват и что делать". Возможно, этот совет спас Сергея Попова от ареста: будь он в Дубне, неизвестно как бы все повернулось…
Но возвращаться все же пришлось. В середине сентября Сергей написал заявление об уходе с поста руководителя ансамбля, вывез на частную квартиру остатки оборудования и устроился работать страховым агентом и дворником. Его вызвали в горком КПСС, и третий секретарь горкома, отвечавший за идеологию, "рекомендовал" ему больше не заниматься музыкой, не руководить ансамблем и не писать более песен - для этого есть Союз композиторов. Где-то в октябре из Московского областного Управления внутренних дел от следователя по делу "Воскресения" в местный ОБХСС пришла бумага с перечислением прегрешений Сергея Попова, подпадающих под некоторые статьи УК. Обычно после получения такой бумаги из столицы человек, которому она посвящена, вскоре уезжает в "места не столь отдаленные". Но местные милиционеры не захотели сажать в тюрьму музыканта, песни которого знали с детства, и все ограничилось объяснительной с его стороны и отказом Москве в возбуждении уголовного дела. Группа "Жар-птица" перестала существовать: ни один "очаг культуры" в то время не рискнул бы принять коллектив с антисоветской репутацией, с набором негативных оценок в центральной прессе, с такой одиозной личностью во главе, какой являлся Сергей Попов. Понадобилось почти три года на то, чтобы Сергей Попов вернулся на сцену. Но уже в качестве лидера другой рок-группы, с другими музыкантами и совсем другими песнями. Так началась история "АЛИБИ".