ПРИМУС
Юрий Лоза и группа ”Примус”. История одной записи
Самое удивительное в этой истории, что Лоза и “Примус” фактически имеют мало отношения друг к другу. Но все по порядку. За три года до этого Лоза работал в группе “Интеграл” Барри Алибасова. И когда Барри и руководитель Саратовской филармонии не выполнили обещание и не дали Лозе ни квартиру, ни прописку (Лоза уроженец Алма-Аты), то певец за полгода до записи своего самого известного, и на мой взгляд, самого успешного альбома “Путешествие в рок-н-ролл” подумывал бросить карьеру музыканта. За те 5 лет, что он проработал в “Интеграле” у него накопилось множество собственного музыкального материала. который не удавалось реализовать в рамках группы. В 1983 году Юрий уходит от Алибасова и переезжает в Москву, не поступив в ГИТИС Лоза продолжает вести кочевой образ жизни, иногда приторговывая музыкальными инструментами. Но однажды, совершенно случайно он оказывается на репетиционной базе группы “Примус”. Главное достижение “Примуса” в то время был подобранный руководителем группы Ярославом Ангелюком (он тоже некоторое время играл с Лозой играл в “Интеграле”) классный комплект аппаратуры. В один летний день,когда Ангелюк отсутствоал на базе и аппаратура была свобода Лоза вместе с Бондарем и Плехановым начал эксперементировать со своим музыкальным материалом. Попробовали – получилось.
Как обычно бывает в таких случаях, к этой затее никто серьезно не относился. Все играли раскрепощенно, в свое удовольствие и не представляли , что случиться впоследствии. В углу стоял магнитофон на который и был записан данный музматериал. На следующий день к концу записи на репетиционную базу зашли подгулявшие прапорщики. Они принесли ящик пива. И именно они записали реплики у пивного ларька в композиции “Пора по чуть-чуть”.
После этого стали разворачиваться прямо детективные события. Лоза забрал записанный альбом, названный им “Путешествие в рок-н-ролл”, его чтобы похвастаться друзьям.
Каково же было его удивление. когда по стране стал распространяться второй вариант записи, где вначале записи голосом Бондаря было сказано: «Для вас поет свои песни группа «Примус». “Почему “Примус”? - возмущался Лоза. “Я не давал для этого никакого разрешения! Тем более, не являясь музыкантом данной группы!”
Но было уже поздно что либо менять, ведь запись распространялась моментально и была самой раскупаемой в 1983 году. Лоза порвал все отношения с “Примусом”, а Ангелюк обиделся на Лозу...
Сам Лоза позже придумал, что “Примус” - это не название проекта, а в переводе с латыни означает “первый” (т.е. первый альбом).
А теперь собственно о самой группе “Примус” и уже без Юрия Лозы.
Многоликий “Примус”
Ярослав Ангелюк
"Примус" - пионеры отечественного электропопа или поп-рока. "Примус" - одно из самых загадочных имён в истории советской музыки. "Примус" - самая рухнувшая на взлёте команда.
Годы существования группы:
1979 - 1982 - "доклассический период"
1983 - 1985 - "классический период"
1987 - 1990 - два параллельных проекта бывших лидеров "золотого состава"
2005 - 2007 - попытки возобновления деятельности одного из двух постклассических проектов.
Состав группы (по 1985 г.):
Александр Боднарь - гитара, вокал, клавишные
Ярослав Ангелюк - вокал, клавишные
Игорь Плеханов - клавишные
Александр Соловьёв - вокал (1985)
Игорь Шемякин
Сергей Коровин
Михаил Усик
Анатолий Перепёлкин
Олег Болотов - звукооператор
В высший период своей творческой активности - в 1984-м году, группа записала два альбома в стиле электропоп, по современности и качеству электронных аранжировок не имевших аналогов в нашей стране, а по оригинальности музыкального материала не только в нашей стране, но и в мире, и не имеющих их до сих пор. В связи с самодеятельным способом записи, и внезапным распадом группы (январь 1985 г.), альбомы до сих пор официально не изданы и сохранились в разной степени качества копиях у частных коллекционеров.
Итак, в январе 1985-го, не успев до конца записать свой третий альбом "Стоп. Монету!", группа внезапно распадается, и на этом гаснет едва успевшая вспыхнуть их звезда. Столь серьёзное происшествие, как кража аппаратуры, конечно не могло не послужить сильнейшим ударом, особенно для коллектива, где творческая концепция и брала истоки от оригинальных возможностей звуковых приборов. Но будь группа целенаправленной творческой единицей, чётко знающей, чего она хочет достичь в музыкальном плане, видящей своё будущее в художественном самовыражении, не возникло бы самой почвы для раскола и распада. К сожалению, не жизнь в музыке была основной целью и движущей силой группы, а желание неплохо заработать.
Да, группу "Примус" погубили деньги. Конечно, сыграло роль и сильное различие творческих концепций Боднаря и Ангелюка, каждый из них был, как композитор, ярким мелодистом, но композиции у них получались часто совершенно несовместимые - Ангелюк черпал вдохновение скорее в дворовых песенных традициях и рок-н-ролле, Боднарь же тяготел к нью-вэйву и европейской стилистике.
И всё же. Актуальность темы денег явно прослеживается во многих песнях "Примуса", лейтмотивом проходя через все альбомы, с той или иной стороны касаясь личностей лирических героев, часто служа импульсом возникновения разнообразных песенных сюжетов, естественно, отражающих реальные переживания авторов. Это и страдания юноши, которому не хватает средств на заграничные шмотки, чтобы начать нравиться "фирменным" девушкам, это и страшные сны о том, как влез в долги, и даже критический взгляд на западный мир чистогана в песне "Стоп. Монету!" отражает болезненную насущность этой темы для авторов. Особо ярко тема денег выражена в песнях Ангелюка, бывшего, в ту пору, как известно, спекулянтом (а это были люди с особым взглядом на жизнь, кто помнит, тот знает). В постклассическом ангелюковском "Примусе" гимны той или иной кооператорской деятельности и соответствуюшему образу жизни звучат и вовсе откровенно.
В 1988-м Ангелюк пытается со своим единоотдельным "Примусом" "подняться", но не снискав с новыми песнями славы, предпочитает посвятить себя своему второму хобби, говорят, он сейчас в Москве таки-имеет магазины.
Боднарь в конце 80-х, на волне всеобщего ласковомайства находит свой гешефт в сочинении и исполнении облегчённых попевок для сельских дискотек, мастерски до неузнаваемости изменив свой фирменный низкий голос на некое подобие звучания модного пубертанта-детдомовца, называя свою группу то "Клавесин", то "Старый примус" (видимо, Ангелюк название унёс с собой), затем отправляется на долгий творческий покой. Что самое интересное, в памяти довольно большой по численности части населения остался именно этот странный "Старый примус", в связи с выпуском этого материала на виниле, что ещё более увеличило его народную доступность. Сегодня Боднарь, увязавшись в когорту с такими несгибаемыми столпами ласковомайства, как "Сладкий сон", "Рома Жуков" и т.п., воскрес из небытия, и пытается ...нет, не возродить былое величие 1983-85 гг, а ...ещё немножко заработать на этих песенках 1990-го года издания, в составе сборной концертной команды "Дискотека СССР".
Но все эти позднейшие жизненные события никоим образом не умаляют уникальности и великолепия двух классических альбомов периода 1983-85 годов "Резиновый рок" и "Стоп. Монету!", с которыми "Примус" навсегда войдёт в историю советской молодёжной музыки.