АРМЕН ГРИГОРЯН и ВИКТОР ТРОЕГУБОВ — вчерашние школьники — познакомились 1 сентября 1977 года на вводной лекции первого курса МАИ. Григорян уже тогда выступал в хард-роковой группе "Атмосферное Давление", коллектив Троегубова носил не менее впечатляющее имя — «Монстры». Вскоре Троегубов присоединился к «Атмосферному давлению». Собственно "Крематорий" появился на свет в 1983 году, сначала как дуэт Григорян — Троегубов, поскольку двое других музыкантов "Атмосферного давления" — Александр Севостьянов (ударные) и Джон Хомяков (гитара) — противились исполнению собственного не хард-рокового репертуара на русском языке. К тому времени сложилась экзистенциальная философия группы и были написаны программные песни — "Крематорий" ("Дом вечного сна"), "Таня" и др. Весь 1983 год прошел в поисках студии, где можно было бы записаться, и в первые дни нового 1984 года на студии Театра им. Маяковского была закончена работа над альбомом "Vinus Memoirs" ("Винные мемуары" — по одноименной песне Троегубова), который они записали вдвоем, с крайне ограниченным числом наложений. Весной того же года появляется вторая запись — "Крематорий — II", где состав расширился за счет привлечения альтиста Данилова и барабанщика Александра Севостьянова, — впрочем, это были временные люди и о концертной деятельности тогда говорить еще не приходилось.
Но в июне 1984 года в "Крематории" появился сначала Сергей Пушкарев, игравший на бас-гитаре и клавишных, а затем и скрипач Михаил Россов-ский. Именно после появления двух вышеперечисленных музыкантов сложился первый концертный состав: Григорян — Троегубов — Пушкарев — Россов-ский, впоследствии называемый «золотым». К этому времени два первых альбома «Крематория» уже широко распространились, и приглашения на концерты не заставили себя долго ждать. Успеху группы во многом способствовало то, что даже на "флэтовых", т. е. домашних концертах группа выступала в полуэлектрическом варианте — в комбик включались электрогитара Троегубова, бас Пушкарева и микрофон Григоряна. Вторая половина 84-го и весь 85-й прошли в непрерывных флэтовых концертах, которые случались по два, а однажды и три раза в день. Но тогда же, после тусовки в подвале "Булгаковского" дома, произошла и неприятная встреча с органами, где с Григоряна и Троегубова взяли подписку о прекращении выступлений. Однако после небольшого перерыва все закрутилось по новой, к тому же Виктор с Арменом поработали в театре-студии "Арлекин", планируя поучаствовать своими песнями в пьесе о рано умершем замечательном клоуне Леониде Енгибарове. Эта постановка так и не осуществилась, зато Троегубов сыграл Душу Вийона и спел заглавную партию в зонг-опере "Франсуа Вийон".
В 1986 году "Крематорий" вступает в Московскую рок-лабораторию и начинает выступать в больших залах. На особо ответственные мероприятия группа приглашает второго скрипача Вадима Саралидзе, живого ударника заменяет самодельный ритм-компьютер талантливого самоучки Алексея Кондратьева. Тогда же появляется третий альбом — "Иллюзорный мир", ставший сборником уже исполнявшихся на концертах боевиков: "Америка", "Себастия", "Наше время". В начале 1988 года выходит альбом "Кома", считающийся одним из лучших альбомов "Крематория". Сюда вошли песни "Безобразная Эльза", "Реанимационная машина", "Мусорный ветер", "Пир белых мумий", в которых философская концепция группы получила дальнейшее развитие. "Ведь мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть", — поет Армен Григорян в "Безобразной Эльзе", — "но все, что было, не смыть ни водкой, ни мылом с наших душ". Это основной постулат экзистенциализма: если жизнь прекрасна, то и смерть должна быть прекрасной. Песня "Пушка" становится гимном московского рок-сообщества, а "Мусорный ветер" возглавляет многочисленные хит-парады по всей территории Советского Союза.
Однако еще в 1987 году первые успехи «Крематория» ухудшают взаимопонимание внутри группы. Вначале ее покидает один из отцов-основателей — Виктор Троегубов, который вместе с Вадимом Саралидзе создают замечательную арт-роковую команду «Дым». А вскоре после выхода альбома «Кома», весной 1988 года, из «Крематория» уходят бас-гитарист Сергей Пушкарев, гитарист Олег Лагутин, компьютерщик Кондратьев и директор труппы Дмитрий Бродкин. Пушкарев и Кондратьев присоединяются к троегубовскому «Дыму», а Бродкин становится его директором. В конце 1989 года «Дым» записал и выпустил арт-роковую пластинку "Sapient! Sat (Для Умного Достаточно)".
А Григорян весной 1989 года собрал новый состав, в который кроме него и единственного музыканта из старого состава Михаила Россовского (скрипка, флейта) вошли: Сергей Третьяков (бас), Дмитрий Куликов (гитара), Андрей Сараев (ударные), Александр Куницын (саксофон). И уже осенью 1989 года у "Крематория" одновременно на двух отделениях фирмы "Мелодия" в Москве и Ленинграде вышло сразу две пластинки: "Живые и мертвые" — сборник лучших песен,
перезаписанный с новым составом, и "Клубника со льдом", на которой был представлен новый материал.
В самом начале 1991 года, в финальной стадии работы над альбомом «Зомби» отцы-основатели «Крематория» Григорян и Троегубов встретились на квартире последнего. После общения было решено попробовать дать совместный квартирник. Флэтовый концерт прошел с большим успехом, и уже в конце февраля Троегубов появился в составе группы на больших концертах в ДК МЭИ. Вскоре Троегубов по совместительству становится директором «Крематория», а в мае того же года в составе группы появился бывший «дымовский» гитарист Андрей Мурашов. В таком составе группа работает до конца 1993 года, когда «Крематорий» покидает иммигрировавший в Израиль скрипач Михаил Россовский.
Осенью 1993 года состоялся юбилейный концерт десятилетия группы. Несмотря на то, что данное мероприятие откладывалось из-за случившегося путча, концерт прошел с большим успехом, записывался телевидением и впоследствии вышел на видео. В том же 1993 году был издан «Двойной альбом», предложивший фэнам окончательные версии 24 крематорских хитов. Вследствии разногласий большинство скрипичных партий на эти пластинки записал еще один бывший музыкант «Дыма» — Вадим Саралидзе. Хотя впоследствии все участники группы констатировали, что найти замену Россов-скому так и не удалось — он не только был профессионалом высокого уровня, но и чувствовал ту музыку, которую играл "Крематорий".
Тогда же, в 1993 году, "Крематорий" принял участие в съемках фильма «Тацу» (впоследствии — "Гончие псы", реж. Вячеслав Лагунов). На съемках этого фильма случилось неожиданное приобретение. Главную роль в фильме исполнял Вячеслав Бу-харов, драматический актер, игравший в театрах Воронежа, Риги и Лиепаи. Когда в Латвии начались гонения на русских, ему пришлось уехать. И вот на съемках фильма выяснилось, что он не только хороший актер, но и еще на скрипке играет. В итоге Бухаров вошел в состав "Крематория".
Сегодняшний состав группы: Армен Григорян (акустическая гитара, вокал), Вячеслав Бухаров (скрипка, клавиши, вокал), Андрей Мурашов (гитара). Сергей Третьяков (бас), Андрей Сараев (барабаны), Сергей Овсянников (звукорежиссер с 1986 г.).
В записи альбома "Зомби" принял участие гитарист Виктор Осипов, в "Танго на облаке" — Ольга Дзусова (бэк-вокал) и Олег Степурко, преподаватель консерватории (труба).
В записи альбома "Реквием для всадника без головы" участвовали Сергей «Паук» Троицкий. Сергей Галанин. Валентина Пономарева, Николай Арутюнов.
В 1997 году "Крематорий" предпринял успешный тур по 77 городам России, Украины, Белоруссии и Казахстана и дальнего зарубежья, который еще раз подтвердил, что "Крематорий" является одной из самых любимых народом групп и наиболее полно выражает экзистенциальную идею рок-сообщества.
Дискография:
1983 "Винные мемуары"
1984 "Крематорий — II"
1986 "Иллюзорный мир"
1988 "Кома"
1989 "Живые и мертвые" (сборник, "Мелодия")
1989 "Клубника со льдом" ('Мелодия")
1991 "Зомби"
1992 "Unplugged" (Акустика, концертная запись)
1993 ''Двойной альбом" (сборник)
1994 "Танго на облаке" (Мороз)
1995 "Текиловые сны" (Мороз)
1995 "Бесы в моих снах" (сингл)
1995 "Концерт в "Горбушке"" (концертная запись)
1996 "Микронезия" (сборник)
1996 "Гигантомания" (сборник)
1997 "Ботаника" (Мороз)
1998 "Реквием для всадника без головы" (Мороз)
1999 "Трилогия"
2000 "Три источника"