Марк Наумович Нейман (Бернес) родился 21 сентября 1911 года в городке Нежин на Черниговщине в семье старьевщика. Отец хотел, чтобы сын стал счетоводом, и даже отдал его в Харьковское торгово-промышленное училище.
Но Марку нравился театр. И он поступил в харьковский музыкальный театр "Миссури" Н.Н.Синельникова (там же начинали К.Шульженко и И.Дунаевский) статистом, удачно дебютировал на сцене.
В 1928 году он состоялся его блистательный дебют, (официант в оперетте "Мадам Помпадур" Лео Фалля).
А уже вскоре окончив в Харькове театральные курсы, он уехал в Москву и устроился статистом сразу в несколько театров: Театр Корша, Театр Революции, Малый театр. Нередко молоденькому пареньку, взявшему себе псевдоним Бернес, приходилось играть в двух театрах в один вечер.В 1934 г. артист был замечен, став обладателем премии "За лучшие качественные показатели работы". В 1935 г. Марк познакомился с Н.Ф.Погодиным и стал его секретарём.
В 1936 году режиссер «Мосфильма» В.Червяков пригласил его на небольшую роль в фильме «Заключенные». Тут его и заметил прославленный в будущем режиссер Сергей Юткевич. В фильме Юткевича «Шахтеры» Бернес сыграл одну из главных ролей — инженера Красовского. Своим нестандартным поведением перед камерой, ослепительной мужественной улыбкой, особой, «бернесовской» манерой общения с коллегами он покорил Сергея Юткевича, и режиссер пригласил Марка на съемки в новой кинокартине. Исполняя роль Кости Жигулева в фильме «Человек с ружьем», Бернес чувствовал незавершенность этого образа, отсутствие в нем чего-то очень важного и весомого, того последнего штриха, который дал бы его герою, хоть и второстепенному, возможность прожить на экране полнокровную, запоминающуюся жизнь. И высказал свое мнение режиссеру: этим последним штрихом должна стать песня. Режиссер согласился.
Через год С. Юткевич опять пригласил Бернеса в новый фильм «Человек с ружьем», где Марк сыграл молодого красноармейца. И в этом фильме Бернес уже начинает становиться тем Бернесом, которого все знают и любят. Дело в том, что в сценарии роль была выписана слабо, она была совсем несложной и скучной. Но Бернес загорелся работой. Несколько дней он ходил по Музею революции, пытаясь найти среди фотоэкспонатов музея образ нужного ему молодого красноармейца. Внимание актера привлекла фотография вихрастого паренька, перепоясанного крест-накрест пулеметными лентами, таким артист и решил сыграть своего красноармейца. Но еще чего-то недоставало в образе.
Копаясь в актерском реквизите, Бернес наткнулся на старую гармошку. Второй режиссер фильма Павел Арманд сочинил для фильма простенькую песенку «Тучи над городом встали», ее-то Костя Жигулев — герой Бернеса — и спел с экрана. Никто во время съемок и не предполагал, что песню в исполнении Бернеса потом станет распевать вся страна. Так 26-летний Марк Бернес сразу же после выхода фильма на экраны стал знаменитым.Режиссер Эдуард Пенцлин в 1938 году приглашает Бернеса на главную роль в свой фильм «Истребители», естественно, герой Бернеса — летчик Сергей Кожухаров — в фильме поет. Композитор Н. Богословский для фильма сочинил песню «В далекий край товарищ улетает», эту песню вновь подхватывает народ. Выйдя на экраны страны в 1940 году, фильм очень полюбился зрителями.
В фильме режиссера Л. Лукова «Большая жизнь» (1939, 1-я серия) Бернес сыграл одну из главных ролей — инженера Петухова. Правда, вначале Луков хотел, чтобы Бернес сыграл Ваню Курского, но переиграть обаяние Петра Алейникова Бернес был не в силах.
С песней «Тучи над городом встали» Марк Бернес и взошел на кинематографический олимп. Всего же Марк Бернес снялся в 35 фильмах, среди которых безусловная вершина — роль Аркадия Дзюбина в фильме «Два бойца».
Во время войны, когда Л. Луков приступал к съемкам фильма «Два бойца» (1943) он пригласил Бернеса на главную роль Аркадия Дзюбина. Это была вторая и последняя главная роль Марка Бернеса в кино. Л. Луков с самого начала твердо знал, что Сашу с Уралмаша должен играть Борис Андреев. На роль же одессита Аркадия Дзюбина претендовали сразу два сверхпопулярных актера советского кино Петр Алейников и Николай Крючков. Но режиссер побоялся, что фильм будет восприниматься зрителями как продолжение «Трактористов», и Олейникову с Крючковым отказал.
Кинооператор А. Кричевский вспоминает «В 42-м году со снятым на фронте материалом я приехал на несколько дней в Москву. Интерес Марка к фронтовой жизни, к моим рассказам о съемках солдат был поглощающим. Он готовился к роли Аркадия Дзюбина. Его интересовало все, вплоть до того, подшивают ли солдаты на фронте подворотнички к гимнастеркам (чего я не замечал и на чем настаивали консультанты фильма)».
Между тем едва начался съемочный процесс, как режиссер фильма понял, что роль М. Бернесу абсолютно не дается. Быстро овладев одесским говором (научился от одного балаклавца, который лежал в ташкентском госпитале), он никак не мог войти в образ настоящего одессита. Прошло уже полтора месяца с начала съемок, а дело так и не сдвигалось с мертвой точки. Лукову настоятельно советовали заменить Бернеса на другого актера, но он медлил. И, как оказалось, был прав. Актер все-таки сумел войти в образ А. Дзюбина, нашел точные краски. Во многом ему помог случай. Например, внешность своему герою он нашел в обычной парикмахерской. В тот день молодая и неопытная ученица обкорнала его почти «под ноль», но увидевший его Луков внезапно воскликнул «Это как раз то, что надо!»
Знаменитая песня «Темная ночь» вошла в фильм совершенно случайно. То, как родилась эта песня, иначе как чудом назвать нельзя. Композитор Н. Богословский вспоминает «В фильме никакие песни поначалу не планировались, должна была звучать только оркестровая музыка. Но как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актерски сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Темной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни... Поэт В. Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же, очень быстро, почти без помарок написал стихи на уже готовую музыку.
Дальнейшее происходило как во сне. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после бесчисленных съемочных смен, уже глубокой ночью раздобыли гитариста, поехали на студию и, в нарушение правил, взломав замок в звуковом павильоне, записали песню. И Бернес, обычно долго и мучительно «впевавшийся», спел ее так, как будто знал много лет. А наутро уже снимался в эпизоде «Землянка» под эту фонограмму.Первый публичный концерт певца Бернеса состоялся 30 декабря 1943 года в Свердловске. С 1950 г. Бернс, продолжая сниматься в кино (всего блее 50 ролей), отдал предпочтение исполнению песен с эстрады, на радио и в студиях грамзаписи.
В 1956 г. Бернес познакомился с К.Ваншенкиным и И.Гофф, в 1957 г. — с Э.Колмановским, в содружестве с которыми появилось много известных песен. Причём Бернес становился полноправным соавтором этих песен и не только благодаря проникновенному исполнению, но и рождению их замысла именно у самого певца. Известно не менее 40 песен, которые Марку Бернесу по его заказам сочинили известные поэты и композиторы, при этом им выдвигались самые высокие требования. Так к полюбившемуся Бернесу стихотворению "Я люблю тебя, жизнь" по его просьбе предложили свою музыку 12 композиторов, но все вварианты были отвергнуты. Вторую попытку предпринял только Э.Колмановский и она была принята певцом, а затем и миллионами слушателей.
Всего он исполнил более ста песен, вошедших в золотой фонд отечественного искусства. Близко знавшие Бернеса люди отмечали: он никогда не говорил «я спою», а говорил: «я расскажу вам песню». И никогда не считал пение своей профессией: «Прежде всего я артист кино, а мои песни — это моя любовь». «А может быть, товарищ Бернес зазнался?» Леонид Усач: — С МАРКОМ Наумовичем Бернесом я довольно часто выступал на концертах во дворцах спорта и на открытых стадионах. Успех у Бернеса был ошеломляющим.
На эстраде его ждал сногсшибательный успех. По сей день нет лучшего исполнителя таких ставших народными песен, как «Я люблю тебя, жизнь», «Сережка с Малой Бронной», «Любимый город», «Хотят ли русские войны?», «Прасковья» («Враги сожгли родную хату»), «Темная ночь», «С чего начинается родина?», «Если бы парни всей земли», и многих-многих других.
Марк Бернес и Леонид Утесов очень ревновали друг друга к успеху. Оба они были, как говорится, певцами «безголосыми». Один безголосый и безмерно популярный — это еще куда ни шло. Но сразу два знаменитых «безголосых» певца для Советского Союза, как они считали, — это уже явный перебор.
Правда, в отличие от Утесова, который считал себя настоящим и профессиональным певцом, Бернес в самооценке был гораздо трезвее «Голоса у меня нет, но зато есть мозги», — так он говорил о себе, и был прав. Словно подтверждая его слова, чиновники из Министерства культуры дали Бернесу концертную ставку не певца, а артиста «разговорника» — 15 рублей 50 копеек за выступление.
Марк Бернес
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться12012-05-10 22:56:13
Поделиться22012-05-10 23:07:30
Марк Бернес - Я люблю тебя, жизнь
Исполнитель: Марк Бернес
Альбом: Я люблю тебя, жизнь
Формат: APE (Cue+Log)
Размер: 283 MB
01. Журавли
02. Тёмная ночь
03. Тучи над городом встали
04. Песенка фронтового шофёра
05. Воспоминания об эскадрилье "Нормандия"
06. Москвичи (Малая Бронная)
07. Хотят ли русские войны
08. Я люблю тебя, жизнь
09. Перекрёсток
10. Любимый город
11. Я работаю волшебником
12. Шаланды полные кефали
13. Морская песенка
14. Песенка моего друга
15. Я спешу
16. Вечерняя песня
17. Тополя
18. Три года ты мне снилась
19. Песня Рощина
20. Мы в этом сами виноваты
21. Грустная песня
22. Всё ещеё впереди
Поделиться32012-05-15 13:24:59
Марк Бернес - 2001 - Актер и Песня
Исполнитель: Марк Бернес
Альбом: Актер и Песня
Формат: FLAC (Cue+Log)
Размер: 259 MB
01. Я люблю тебя, жизнь
02. С чего начинается Родина
03. Песенка фронтового шофера
04. Темная ночь
05. Любимый город
06. Хотят ли русские войны
07. Служи, солдат
08. Тучи над городом встали
09. Враги сожгли родную хату
10. Последний урок
11. Москвичи
12. Солдаты
13. Журавли
14. Три года ты мне снилась
15. Шаланды полные кефали
16. Вечерняя песня
17. Песня Рощина
18. Я работаю волшебником
19. Если бы парни всей земли
20. Песня посвящается моя
Поделиться42012-05-15 13:42:34
Марк Бернес - 1997 - Мужской разговор
Исполнитель: Марк Бернес
Альбом: Мужской разговор
Формат: FLAC (Cue+Log)
Размер: 318 MB
01. На площади Красной
02. Сыновья
03. Служи, солдат
04. Песенка фронтового шофера
05. Песенка влюблённого шофера
06. Почта полевая
07. Письмо в Москву
08. Огонёк
09. Мужской разговор
10. Далеко от дома
11. В дальнем рейсе
12. Последний урок
13. Воспоминание об эскадрилье 'Нормандия'
14. Огромное небо
15. Воспоминания об Алжире
16. Пока убийцы ходят по земле
17. Новобранцы
18. Хотят ли русские войны
19. Солдаты
20. Старому другу
Поделиться52012-05-15 14:00:56
Марк Бернес - 2001 - Темная Ночь
Исполнитель: Марк Бернес
Альбом: Темная Ночь
Формат: FLAC (Tracks+Cue+Log)
Размер: 347 MB
01. Москвичи (А.Эшпай - Е.Винокуров)
02. Враги сожгли родную хату (М.Блантер - М.Исаковский)
03. Песня фронтового шофёра (Б.Мокроусов - Н.Лабковский, Б.Ласкин)
04. Тёмная ночь (Н.Богословский - В.Агатов)
05. Полевая почта (Ю.Левитин - Н.Лабковский)
06. Любимый город (Н.Богословский - Е.Долматовский)
07. Служи, солдат (О.Фельцман - В.Сергеев)
08. Журавли (Я.Френкель - Р.Гамзатов, пер. Н.Гребнева)
09. Сыновья (О.Фельцман - В.Сергеев)
10. Воспоминание об эскадрилье "Нормандия-Неман" (М.Фрадкин - Е.Долматовский)
11. Солдаты (Я.Френкель - К.Ваншенкин)
12. Убийцы ходят по земле (Э.Колмановский - Е.Евтушенко)
13. Последний урок (Я.Френкель - В.Лифшиц)
14. Новобранцы (Р.Майоров - Д.Иванов)
15. Далеко от дома (Ю.Левитин - Н.Лабковский)
16. Воспоминания об Алжире (В.Мурадели - Е.Долматовский)
17. Письмо в Москву (Н.Богословский - М.Тевелев)
18. На площади Красной (Б.Савельев - Л.Дербенёв)
19. Хотят ли русские войны (Э.Колмановский - Е.Евтушенко)
20. Грустная песня (Я.Френкель - М.Светлов)
21. На братских могилах (В.Высоцкий)
Поделиться62012-05-15 14:22:47
Марк Бернес - 1997 - Я работаю волшебником
Исполнитель: Марк Бернес
Альбом: Я работаю волшебником
Формат: FLAC (Cue+Log)
Размер: 323 MB
01. С Добрым Утром!
02. Рабочий Человек
03. Песенка моего друга
04. Где же ты, друг
05. Тополя
06. Песня издалека
07. Злата Прага
08. Дружеский подарок москвича
09. Пани Варшава
10. Песня о Белграде
11. Напиши мне, мама, в Египет
12. Течет река Волга
13. Морская песня
14. Когда разлюбишь ты
15. Спят курганы темные
16. Грустная песня
17. В жизни так случается
18. Если бы парни всей Земли
19. Я работаю волшебником
Поделиться72012-05-15 23:46:23
Mark Bernes - 2009 - Неизвестный Бернес
Исполнитель: Марк Бернес
Альбом: Неизвестный Бернес
Формат: FLAC (Cue+Log)
Размер: 259 MB
1 Наша любовь из к/ф «Большая жизнь. 2 серия»
2 Тучи над городом встали из к/ф «Человек с ружьём»
3 Шаланды из к/ф «Два бойца»
4 Песня посвящается моя
5 Три года ты мне снилась из к/ф «Большая жизнь. 2 серия»
6 Гитара
7 Разгулялся вольный ветер из к/ф «Школа мужества»
8 Очень часто в жизни так случается
9 Когда разлюбишь ты
10 Я работаю волшебником
11 Злата Прага
12 На братских могилах из к/ф «Я родом из детства»
13 Песня о Родине из к/ф «Ночной патруль»
14 Я не забуду
15 Холода
16 Где же ты, друг
17 Мужской разговор
18 Песенка влюблённого шофёра
19 Огонёк
20 Слышишь, я жду, приходи
21 Я улыбаюсь тебеМарк Бернес - Неизвестный Бернес 2009 - говоря о Марке Бернесе - артисте, который снимался в кино и пел на эстраде, — обычно стараются избегать слова «певец» (впрочем, и сам Марк Наумович употреблял его по отношению к себе лишь в ироническом ключе), предпочитая нейтральное «исполнитель». Но ведь Бернес вовсе не был исполнителем в обычном понимании, — он был организатором подавляющего большинства песен, которые «рассказывал» зрителю! Между тем, существует понятие, как нельзя лучше определяющее то, что делал на эстраде этот выдающийся русский артист: шансонье.
…Его любили какой-то особенной любовью. Обаятельный, артистичный, всегда с безукоризненным вкусом одетый, при этом совершенно чуждый как «элитарности», так и какого бы то ни было панибратства, Бернес пел удивительно задушевно, негромко, непостижимым образом соединяя в своём голосе мужественность и лиризм. Он был предельно требователен к себе, и потому имел право быть столь же требовательным к своим соавторам — композиторам и поэтам. В результате их сотворчества рождались произведения, которые и эстрадными-то называть негоже… Бернес хорошо знал, чегo он хочет добиться. Он стремился «рассказать людям о жизни сердца, о его боли и радости, о любви, которая не кричит о себе… о мечтах и встречах и о сожалении, которое охватывает человека, прошедшего свой путь не так, как хотелось бы… Если самый несчастный человек станет чуть счастливей, если самый одинокий человек вдруг услышит, что кто-то разделил его одиночество, — тогда, значит, с моей песней всё обстоит благополучно», — так писал Марк Бернес.
Артиста нет с нами уже много лет, но его помнят, смотрят фильмы с его участием, слушают вновь и вновь выходящие компакт-диски. Так сложилось, что переиздавались в основном одни и те же уже хорошо знакомые бернесовские песни. Но есть фонограммы, которые, прозвучав лишь однажды по радио, с кино- и телеэкрана, не тиражировались никогда. И вот теперь, благодаря его дочери Наташе, появилась возможность услышать то, что не сберегли фонды радио и студии грамзаписи, но сохранил семейный архив, который собирал сам Бернес. Тщательно переписанные с оптической звуковой дорожки киноплёнки (1, 2, 4, 5, 7, 13), со старых грампластинок (19), магнитных лент — студийных и даже любительских, записанных во время единственной трансляции в радио- или телеэфире (14, 15), эти, знакомые и незнакомые, новые старые песни любимого артиста мы счастливы теперь представить вам.
Хочется выделить уникальные: две песни из 2-й серии «Большой жизни», которые в «новой режиссёрской версии» фильма 1965 г. были сокращены до одного куплета каждая; «Песню о Родине» из картины «Ночной патруль», выброшенную в 1960 г. худсоветом из программы пластинки «Мелодии экрана»; впервые публикуемую оригинальную (без подмешанных шумов и текста) фонограмму кинофильма «Я родом из детства» — «На братских могилах», а также не вошедшее в него бернесовское исполнение песни «Холода»; записанный в 1963 г. вариант «Шаланд», который тогда в фонд радио так и не был принят; и наконец практически никому не известные песни «Гитара», «Слышишь, я жду, приходи» и особенно «Я не забуду» — возможно, одну из лучших песен Бернеса.
Из представленной на новом диске 21-й фонограммы 12 впервые выходят на CD.
Похожие темы
Тамара Миансарова | Ретро | 2012-11-01 |