У истоков ''Steamhammer'' стояли два музыканта - вокалист и гитарист Киран Уайт (Kieran White) и гитарист Мартин Паг (Martin Pugh), которые в течение 60х годов исполняли блюзовые стандарты в английских коллективах разной руки. В 1968 году очертания новой группы стали принимать более четкие линии. В состав новоиспеченного ансамбля вошли также Майкл Квитентон (Michael Quittenton - гитара), Стив Дейви (Steve Davy - бас) и барабанщик Майкл Раштон (Michael Rushton). В записи их дебютного альбома им помогал клавишник/басист Пит Сирз (Peat Sears).
"Steamhammer" a. k. a. "Reflections" вышел в начале 69го и сильно выделялся из основной массы продукции того периода. На альбоме было всего две кавер-версии классических блюзов, а собственные стандарты звучали отнюдь не стандартно. Стоит выделить их первый ударный боевик-сингл ''Junior's wailing'' (позже прославленный группой ''STATUS QUO''), необычно звучащие номера с зажигательной соло-гитарой ''She is the fire'' и ''You'll never know'' и, особенно, акустическую пьесу'' On your road''. После выхода пластинки Квитентон оказался в сложной ситуации и, почувствовав себя лишним в группе, вскоре покинул ''Steamhammer. ''
Ушел он к Роду Стюарту, для которого стал не только гитаристом, но соавтором по части создания материала. Основной причиной его ухода, скорее всего, стал тот факт, что лидер группы - Киран Уайт - все больше тянул на себя роль второго соло исполнителя, а три лид-гитариста уживались довольно тяжело. Заменил его будущая звезда ''TANGERINE DREAM ''(да, да, именно, из блюза парень потом ударился в электронику) Стив Джолиф (Steve Jollife), взваливший на себя обязанности клавишника и духовика. Правда, в большей степени он использовал саксофон, нежели флейту и клавесин.
В конце 69го появляется их второй альбом "MK II", который радикально отличался от своего предшественника. Музыканты практически полностью отошли от блюз-рока и предпочли записать на диске как блюзовые номера, так и чистой воды прогрессив с изрядной долей джазовых элементов. Из первой категории отдельно стоит отметить ''Contemporary chick con song'' и 16-минутный джем ''Another traveling tune.'' А из второй - ''Supposed to be free ''и'' Passing through.'' Эмоциональным центром пластинки стала арт-роковая баллада Джолифа с шикарной партией клавесина ''Turn around''. Параллельно с выходом пластинки появился и второй сингл - ''Autumn song/Blues for passing people.'' Лицевая сторона была занята композицией Уайта/Джолифа, написанная в стиле работ ''JETHRO TULL ''фолкового периода (то есть середина 70х годов) и звучавшая по тем временам очень свежо и необычно.
Но ''Mark II ''просуществовал не долго. Джолиф в поисках новых музыкальных направлений покинул ''STRAMHAMMER'', и группа, наконец, перешла к оптимальному для нее составу - квартету. Именно квартет в составе Уайт, Паг, Дейви и новый барабанщик Мик Бредли (Mick Bradly - он присоединился пеед началом работы над второй пластинкой) записали один из лучших альбомов 1970 года "Mountains". Музыка стала стилистически единой (то, что им не удавалось достичь на предыдущих работах) и представляла собой замес из ритм-энд-блюза,рока и прогрессива. Жемчужинами студийной части альбома стали композиции Уайта Levinia и ''Leader of the ring.'' А записанный живьем сдвоенный номер ''Riding on the L&N/Hold that train ''показал невероятную экспрессивность их концертных выступлений. Тяжелейшие графики гастролей накалили отношения в группе до предела, и в середине 1971 года квартет превратился в дуэт. Киран Уайт и Стив Дейви решили не продолжать совместную деятельность с Пагом и Бредли. Последние, пригласив бывшего участника ''RENAISSANSE ''басиста Луиса Ченамо (Louis Cennamo), приступили к записи 4го и последнего диска группы.
Новую работу продюсировал бывший вокалист ''YARDBIRDS'' и первого состава ''RENAISSANSE'' Кит Рельф (Keith Relf). "Speech" вышел в начале 1972 годуи имел вполне умеренный успех лишь в Германии (там группу любили несравнимо больше чем на Родине). Пластинка продемонстрировала новые грани таланта Мартина Пага как композитора и гитариста. С помощью Ченамо и певца Гарта Ватт-Роя (Garth Watt-Roy ex-''GREATEST SHOW ON EARTH'', ''FUZZY DUCK'') ''Steamhammer'' предложили слушателям своей вариант тяжелого прогрессивного рока. Всего три долгие композиции строились вокруг мощных гитарный рифов и почти джазовых партий ритм секции. Редкий вокал и лишь добавлял в этот невероятно интригующий коктейль изюминку.
Но буквально в момент выхода альбома после тяжелой болезни скончался Мик Бредли. "После того как Мик (Бредли) умер, в группе просто не было искренности. Той зимой мы все пережили ужасные времена, и продолжать как'' Steamhammer ''мы не могли. Это был конец группы" - вспоминает позже Луис Ченамо.
Дальнейшая деятельность участников группы вызывает не малый интерес. Киран Уайт записал один сольный альбом, создал концертную группу ''JO WINDOW'', а затем оставил шоу бизнес. Мартин Паг совместно с Ченамо, бывшим вокалистом YARDBIRDS Китом Рельфом (Keith Relf) и барабанщиком легендарных ''CAPTAIN BEYOND ''Бобби Колдуэлом (Bobby Caldwell) в середине 70х собрали многообещающую группу''ARMAGEDDON'' (не путать с немецкой одноименной командой), которая выпустила рок-шедевр . Но трагическая гибель Кита Рельфа в 1976 году остановила развитие и этого проекта
Kieran White - vocal/guitar/harmonica
Martin Pugh - guitar
Michael Quittenton - guitar
Steve Davy - bass
Michael Rushton - drumsDiscography
Singles"Junior's Wailing" (single version)/ "Windmill" (1969)
"Autumn Song" / "Blues For Passing People" (1969)
"Mountains" / "I Wouldn't Have Thought" (1971)Albums
Steamhammer (also known as Reflection) (1969)
Mk II (1969)
Mountains (1970)
Speech (1972)