The Sonics — гаражная рок-группа из Такомы, Вашингтон, ставшая одним из наиболее известных и влиятельных представителей этого направления и сыгравшие важную роль в развитии прото-панк-музыки. Став одним из видных представителей волны гаражного рока с северо-западного тихоокеанского побережья, они вместе со своими предшественниками The Kingsmen и The Wailers стали основателями влиятельной сиэтлской рок-сцены и культовой группой андерграундной музыкальной культуры.
За время своего существования The Sonics выпустили 4 альбома, из которых наиболее знаменитыми являются Here Are The Sonics (1965) и Boom (1966). Значительную часть материала, исполняемого The Sonics, составляли чужие песни (кавер-версии Литтл Ричарда, Чака Берри, Линка Рея, гаражных стандартов — например, «Louie Louie», классических рок-н-роллов и ритм-энд-блюзов — например, «Do You Love Me»). Однако, группа записала ряд собственных песен, которые были написаны в традиционных аккордных схемах (например, «Psycho», «Strychnine», «The Hustler»).
The Sonics, как и преобладающее большинство гаражных рок-групп, не имели массового успеха в период своей активной деятельности, однако оказали влияние на многие поколения рок-музыкантов, среди которых Джими Хендрикс (также вышедший из сиэтлской сцены), Курт Кобейн, Джесси Хьюз.
История The Sonics началась в 1960-м году, причём поначалу они были инструментальной группой. В первоначальном составе The Sonics были Ларри Парипа — гитара, Стюарт Тёрнер — гитара, Митч Грабер — ударные, а также саксофонист и акустический басист, имена которых неизвестны. Вскоре Стюарт Тёрнер ушёл в армию; в группу пришли Рик Коч, ранее участвовавший в The Wailers, и первая в истории группы вокалистка — Мэрилин Лодж. Тогда же на смену Граберу пришёл ударник Билл Дин.
В 1963 г. ушли Коч и Лодж. Новым вокалистом стал Рэй Михельсон, до этого ставший локальной знаменитостью, участвуя в качестве вокалиста в ряде групп местного уровня. Билл Дин не особенно участвовал в развитии группы, и Ларри Парипа стал искать нового ударника, которым стал Боб Беннетт из местной группы The Searchers. Вскоре группу покинул Михельсон, и в 1964 г. из The Searchers пришли два новых участника — вокалист Джерри Росли и саксофонист Роб Линд. Вместе с бас-гитаристом Энди Парипой они сформировали классический состав The Sonics.
Первоначально The Sonics выступали на небольших местных танцплощадках. Однако бас-гитарист The Wailers Джон «Бак» Ормсби принял группу на собственный лейбл The Wailers «Etiquette Records», на котором в ноябре 1964 г. был выпущен дебютный сингл группы — «The Witch / Keep A-Knockin'». Би-сайд, «Keep A-Knockin'», был кавер-версией Литтл Ричарда, однако песня «The Witch» принадлежала самим The Sonics. Она произвела фурор в местной рок-сцене и стала самым продаваемым местным синглом в истории Северо-Запада. Текст, в котором даже были безосновательно усмотрены намёки на женоненавистничество, несколько мешал проигрыванию песни на радио, однако не мешал её бурному успеху. Песня со второго сингла — «Psycho» — также попала в регулярную ротацию на сиэтлское «AM Radio».
В 1965 г. The Sonics приступают к записи дебютного альбома. «Here Are The Sonics» был записан на двухдорожечный магнитофон в сиэтльской студии под руководством звукорежиссёра Кенни Бартона. Хотя качество записи было довольно невысоким — например, на ударную установку приходился лишь один микрофон — одним из обязательных условий были выкрученные на максимум ручки всех усилителей. Запись получилась необычайно шумной, грязной и энергичной; The Sonics самостоятельно открывали новые способы искажения звука, вокал Джерри Росли был бешеным и кричащим (его иногда называют «белым Литтл Ричардом»), при записи гитары и саксофона активно использовался эффект дисторшн. Тексты собственных сочинений (автором которых был Джерри Росли) были намеренно примитивными, в них пелось о неприятных или мрачных темах — ведьмы («The Witch»), психопаты («Psycho»). Типичным примером является одна из известнейших композиций группы — «Strychnine», где пелось: «Кто-то любит воду, кто-то любит вино, а я предпочитаю чистый стрихнин».
В феврале 1966 г. выходит второй (не считая вышедшей в 1965 рождественской записи «Merry Christmas») альбом The Sonics — «Boom». Саунд альбома был несколько более мягким; однако, The Sonics продолжали эксперименты, в частности, при записи в ориентированной на кантри и фолк студии Wiley/Griffith в Такоме удалили из стен системы звукоизоляции с целью получить более «живой» звук. Помимо прочего, на альбоме вышла версия «Louie Louie». В 1966 г. The Sonics выступали на разогреве у многих именитых коллективов — The Beach Boys, The Mamas & The Papas, Herman's Hermits, Jan And Dean, Jay & The Americans, The Kinks, Lovin' Spoonful, The Byrds.
На волне столь значительного для региональной гаражной команды успеха The Sonics подписали контракт с лейблом Jerden Records и записали в Голливуде в «Gold Star Studios» свой третий альбом — «Introducting The Sonics». Звукорежиссёром записи был Ларри Левайн, который сделал саунд группы слишком мягким и выхолощенным; альбом плохо продавался, и сами участники группы вспоминали о нём как об «отвратительном мусоре».[источник не указан 302 дня]
В 1966—1968 гг. классический состав The Sonics прекращает своё существование: участники либо отправляются учиться, либо пытаются собрать собственные группы. Группа, после ухода Росли взявшая нового вокалиста Джима Брейди, пытается экспериментировать с саундом, использовать струнные. Новые записи выпускаются под названием «Jim Brady & The Sonics», однако остаются непопулярными, и в 1968 г. группа прекращает своё существование.
Классический состав The Sonics собрался вместе ещё один раз — в 1972 г. они выступили живьём и выпустили запись этого концерта («Live Fanz Only»). Несмотря на многочисленные предложения, группа ни разу больше не собиралась вместе, а Джерри Росли заявил, что это невозможно ни при каких обстоятельствах.
Однако, в 2007 году The Sonics воссоединились. В состав вошли два новых участника: Рики Линн Джонсон (Ricky Lynn Johnson) (из The Wailers) — ударные, и Дон Вильхельм (Don Wilhelm) (из The Daily Flash) — бас-гитара. Остальные участники остались из прежнего состава: Джерри Росли — вокал/клавишные, Ларри Парипа — гитара, Роб Линд — саксофон. Это событие было принято «на ура» абсолютно всеми. The Sonics снова стали давать концерты, в 2008 совершили тур по Европе. В планах у группы выпуск нового альбома и DVD.
Звучание The Sonics, на которое оказали влияние самые жёсткие рок-н-ролльные исполнители (в частности, Бо Диддли и Link Wray And His Ray Men), был уникальным для 1964—1966 годов: мало кому в то время удавалось добиться настолько же тяжёлого, брутального и жёсткого звука. На агрессивный вокал Джерри Росли, перемежавшийся криком и воем, оказал значительное влияние Литтл Ричард. На усилителях, к которым подключались электрогитары, The Sonics стремились найти максимально тяжёлый и громкий звук.
Эффект фузза на гитаре был найден The Sonics самостоятельно, хотя примерно тогда же вышла первая примочка «fuzzbox» фирмы Gibson. Энди Парипа так вспоминал об этом: «Мой брат (Ларри Парипа) всегда игрался с усилителями. Они всегда были перегружены. Или же он разъединял колонки и делал в них дыры. Вот почему мы в конце концов звучали, как после железнодорожной аварии». Принципы тяжёлого гитарного соло, на основе которых формировали своё звучание Джимми Хендрикс, Cream и Led Zeppelin, также были найдены The Sonics уже в дебютном сингле «The Witch» независимо от «You Really Got Me» The Kinks, традиционно считающейся первой песней такого рода.
Как кавер-версии, так и собственные песни авторства Джерри Росли, которые исполняли The Sonics, были в большинстве своём построены в традиционных рок-н-ролльных и ритм-энд-блюзовых аккордных схемах, обыгранных максимально тяжело и агрессивно. Тексты собственных песен были либо намеренно абсурдными («Strychnine»), либо посвящёнными каким-либо тяжёлым и неприятным темам («The Witch», «Psycho», «He’s Waiting»), либо традиционной подростковой тематике рок-н-ролльных композиций — девушкам, гитарам, сёрфингу, машинам («Maintaining My Cool», «The Hustler»).
Участники группы по разному вспоминали о времени, проведённом в The Sonics. «Мы были дикой, грязной, шикарной группой» — вспоминал Боб Беннетт. Ларри Парипа отзывался иначе: «Мы были отвратительны. Всё, что вы слышали о нас, — правда». Так или иначе, как в музыкальном плане (агрессивные, жёсткие рок-н-роллы), так и в текстовом (либо вызывающие, либо намеренно легковесные тексты) The Sonics стали одной из наиболее близких к панк-року групп 1960-х. Песню «Psycho» иногда называют первой панк-рок-записью в истории.
Кавер-версий песен The Sonics существует не так уж много. Среди них — гаражная группа The Swamp Rats, записавшая версию «Psycho», и Пол Роланд, перепевший «Strychnine». Однако стиль и саунд The Sonics оказали огромное влияние на рок-музыку. Гитарная манера группы оказала существенное влияние на становление как хэви-метала (Джимми Хендрикс, Cream), так и прото-панка (The Stooges, MC5). Влияние The Sonics прослеживается в панк-роке как 70-х (The Clash), так и 80-х — это связано в том числе с возрождением принципов гаражного рок-саунда (The Lyres, The Fleshtones, в 2000-х — The Hives).
Джесси Хьюз (лидер The Eagles Of Death Metal) говорил: «Это парни, которые вдохновили The Stooges… Они создали то, что позже было названо панк-роком». Курт Кобейн считал саунд ударных The Sonics уникальным: «Это мой любимый барабанный саунд. Звучит так, как будто они барабанят тяжелее всего, что я когда-либо слышал». Джеймс Мёрфи так сказал о группах, повлиявших на песню «Losing My Edge» LCD Soundsystem: «…The Sonics, The Sonics, The Sonics, The Sonics…».
Состав
Классический состав (1964—1966 гг.)Джерри Росли (англ. Gerry Roslie) — вокал, пианино, орган
Ларри Парипа (англ. Larry Parypa) — лид-гитара, бэк-вокал
Энди Парипа (англ. Andy Parypa) — бас-гитара
Роб Линд (англ. Rob Lind) — саксофон, бэк-вокал, гармоника
Боб Беннетт (англ. Bob Bennett) — ударныеДругие участники
Стюарт Тёрнер (англ. Stuart Turner) — гитара (первый состав 1960 г.)
Митч Грабер (англ. Mirch Graber) — ударные (первый состав 1960 г.)
Рик Коч (англ. Rich Koch) — гитара (второй состав)
Мэрилин Лодж (англ. Marylin Lodge) — вокал (второй состав)
Билл Дин (англ. Bill Dean) — ударные (второй состав)
Рэй Михельсон (англ. Ray Michelsen) — вокал (1963—1964 г.)
Джим Брейди (англ. Jim Brady) — вокал (с 1966 г.)Дискография
LPHere Are The Sonics (Etiquette, 1965)
Boom (Etiquette, 1966)
Introducing The Sonics (Jerden, 1967)EP
8 (The Sonics Record Co., 2010)
Живые альбомы
Live Fanz Only (Etiquette, 1987)
The Sonics — Busy Body!!! Live in Tacoma 1964 (Norton, 2007)Синглы
The Witch / Keep A-Knockin' (Etiquette, 1964)
The Witch / Psycho (Etiquette, 1965)
Psycho / Keep A-Knockin' (Etiquette, 1965)
Boss Hoss / The Hustler (Etiquette, 1965)
Don’t Be Afraid Of The Dark / Shot Down (Etiquette, 1965)
Don’t Believe In Christmas (The Sonics) / Christmas Spirit (The Wailers) (Etiquette, 1965)
Cinderella / Louie Louie (Etiquette, 1965)
You Got Your Head On Backwards / Love Light (Jerden, 1966)
Like No Other Man / Love Light (Jerden, 1966)
The Witch / Like No Other Man (Jerden, 1966)
Psycho / Maintaining My Cool (Jerden, 1966)
Love-itis / You’re In Love (Jerden, 1967)
Lost Love / Any Way The Wind Blows (Piccadilly, 1967)
Any Way The Wind Blows / Lost Love (UNI, 1967)
Dirty Old Man / Bama Lama Bama Loo (Burdette, 1975)
The Witch / Bama Lama Bama Loo (Great Northwest, 1979)
The Witch / Keep A-Knockin' (Norton, 1998)
Psycho / Have Love Will Travel (Norton, 1998)
Cinderella / He’s Waitin' (Norton, 1998)
Boss Hoss / The Hustler (Norton, 1998)
Strychnine / Shot Down (Norton, 1998)
Louie Louie (The Sonics) / Louie Louie (The Wailers) (Norton, 1998)
Don’t Believe In Christmas / Santa Claus (Norton, 1998)Компиляции (избранное)
Merry Christmas (Etiquette, 1965)
Full Force! The Best Of Sonics (1987)
Maintainig My Cool (1991)
Fire & Ice: The Lost Tapes (2 CD) (1996)
Psycho-Sonic (2000)
The Savage Young Sonics (2001)
The Jerden Years 1966-69 (2003)ru.wikipedia.org