The Doors
The Doors
The Doors — американская рок-группа, созданная в 1965 году в Лос-Анджелесе, оказала сильное влияние на культуру и искусство 1960 годов. Загадочные, мистические, иносказательные тексты песен и яркий образ вокалиста группы, Джима Моррисона, сделали её едва ли не самой знаменитой и равно же противоречивой группой своего времени. Даже после (временного) распада в 1970 году, её популярность не шла на убыль. Общий тираж альбомов группы превысил 50 млн. экземпляров.
История The Doors началась в июле 1965 года, когда студенты кинематографического колледжа UCLA Джим Моррисон и Рэй Манзарек повстречались на пляже, будучи немного знакомыми ранее. Моррисон рассказал Манзареку, что пишет стихи и предложил создать группу. После того, как Моррисон спел свою песню Moonlight Drive, Манзарек согласился с его предложением.
К этому времени Манзарек уже играл в группе Rick and The Ravens со своим братом Риком. За своеобразную манеру пения Рэй получил прозвище Screamin' Ray Daniels — скорее всего, по аналогии с известным певцом Screamin' Jay Hawkins'ом. В августе к музыкантам присоединился Джон Денсмор, игравший в группе The Psychedelic Ranger вместе с гитаристом Робби Кригером. Денсмор и Кригер познакомились с Рэем Манзареком на занятиях по йоге и медитации.
2 сентября 1965 года Моррисон, Манзарек и Денсмор вместе с музыкантами из Rick and The Ravens и бас-гитаристкой Патти Салливан записали первые студийные версии песен будущих The Doors. Позднее эти записи — "Moonlight Drive", "My Eyes Have Seen You", "Hello, I Love You", "Go Insane", "End of the Night" и "Summer's Almost Gone" — неоднократно издавались как бутлег. В 1997 году они вышли в составе «коробочного» сборника песен The Doors.
В том же месяце The Doors пригласили в группу и Робби Кригера.
Четверка Джим Моррисон, Рэй Манзарек, Джон Денсмор и Робби Кригер стала классическим составом The Doors. Именно эти музыканты записали наиболее известные альбомы группы в период с 1967 по 1971 годы.
Название группы музыканты позаимствовали у английского писателя Олдоса Хаксли. В своём эссе «Двери восприятия» (англ. The Doors of Perception) (1954) писатель взял эпиграфом строки из поэмы «Бракосочетание Рая и Ада» английского поэта XVIII века Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is: infinite». В русском переводе Максима Немцова (1991) эта фраза звучит как «Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным».
The Doors выглядели необычно среди других рок-групп, потому что они не использовали бас-гитару на концертных выступлениях. Вместо этого Манзарек играл басовые партии левой рукой на только что появившемся басовом синтезаторе Fender Rhodes. Правой рукой он играл партии клавишных на другом синтезаторе. Однако группа время от времени приглашала сессионных бас-гитаристов на время записи в студии.
Большинство композиций The Doors обычно приписывается только Моррисону и Кригеру. На самом деле многие из произведений группы — плоды совместного творчества музыкантов. Они вместе работали над ритмическими и гармоническими аранжировками, в то время как Моррисон или Кригер предоставляли текст и исходную мелодию. Иногда целый фрагмент песни был создан не её первоначальным автором — например, соло Манзарека на электрооргане в начале песни "Light My Fire".
Творчество группы хорошо принималось публикой в течение всей её карьеры, хотя в 1968 году после выхода сингла "Hello, I Love You" случился локальный скандал. Рок-пресса указала на сходство в музыкальном плане этой песни и хита 1965 года "All Day and All of the Night" группы The Kinks. Музыканты The Kinks вполне согласились с критиками. Известно, что гитарист The Kinks Дэйв Дэйвис делал вставки из "Hello, I Love You" во время концертного исполнения "All Day and All of the Night" — в качестве издевательского комментария по данному поводу.
К 1966 году группа постоянно выступала в клубе The London Fog и вскоре продвинулась до престижного клуба Whisky a Go Go. 10 августа 1966 года с группой связалась фирма Elektra Records в лице её президента Джака Хольцмана. Это произошло по настоянию Артура Ли, вокалиста группы Love, которая записывалась на Elektra Rec. Хольцман и продюссер Electra Rec. Пол А. Ротшильд посетили два выступления группы в Whiscky a Go Go. Первый концерт показался им неровным, второй же просто загипнотизировал. После этого 18 августа музыканты The Doors подписали контракт с фирмой, — так было положено начало долгому успешному сотрудничеству с Ротшильдом и звукооператором Брюсом Ботником.
Соглашение пришлось как нельзя вовремя, потому что 21 августа клуб выгнал музыкантов из-за кощунственного исполнения песни "The End". Инцидент заключался в том, что сильно охрипший Джим Моррисон в наркотическом угаре представил собственную версию трагедии Софокла «Царь Эдип». Подобные случаи происходили вплоть до самой смерти Моррисона, что создало своеобразный скандальный и неоднозначный образ группы.
В 1966 году The Doors записали свой первый альбом с одноимённым названием. Однако вышел он только в 1967 году и встретил, в основном, сдержанные оценки со стороны критиков. На альбоме были представлены наиболее известные песни из имевшегося к тому моменту репертуара The Doors, включая 11-минутную драматическую композицию "The End". Группа записала альбом в студии за несколько дней в конце августа — начале сентября практически живьём (почти все песни записывались в один дубль). Со временем дебютный альбом завоевал всеобщее признание и считается теперь одним из лучших альбомов за историю рок-музыки (например, занимает 42 место в списке 500 лучших альбомов по версии журнала Rolling Stone). Многие из композиций с пластинки стали хитами группы и затем неоднократно издавались на сборниках лучших песен, а также охотно исполнялись группой на концертах. Это такие композиции, как "Break on Through (To the Other Side)", "Soul Kitchen", "Alabama Song (Whiskey Bar)", "Light My Fire" (занимающая 35 место в списке лучших песен Rolling Stone), "Back Door Man" и, конечно же, скандальная "The End". Моррисон и Манзарек выступили в качестве режиссёров неординарного промо-фильма для сингла "Break on Through", — примечательного образца развития жанра музыкального видео.
Репертуара группы хватило и на ещё один альбом, вышедший в октябре того же года. Альбом "Strange Days" был записан на более совершенном оборудовании. В отличие от дебютной пластинки на нём не было чужих песен — всё его содержание (и тексты и музыка) были созданы группой самостоятельно. В целом, альбом уступал дебютному (к сравнению, он занимает 407 место в оговаривавшемся ранее хит-параде), однако, его и нельзя назвать неудачей группы. Есть в нём и элементы новаторства, например, чтение Моррисоном одного из своих ранних стихотворений Horse Latitudes («Лошадиные широты»), наложенного на белый шум. Композиция "When the Music's Over" затем неоднократно исполнялась группой на концертах, а "Strange Days" и "Love me Two Times" широко издавались на различных сборниках.
Наиболее известным участником группы был Джим Моррисон — вокалист и автор большинства песен. Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше, культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо. Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.
По официальной версии Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже от сердечного приступа, однако, настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: передозировка наркотиков, самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Единственный человек, который видел певца мёртвым — подруга Моррисона, Памела Керсон. Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя.
После смерти Моррисона в 1971 году остальные участники The Doors попытались продолжить творить под прежним названием и даже выпустили два альбома, но не добившись особой популярности, занялись сольным творчеством.
В 1978 вышел в свет альбом "An American Prayer", состоящий из прижизненных фонограмм чтения стихотворений Джима Моррисона в исполнении автора, положенных на ритмическую основу, созданную остальными участниками группы уже после его смерти. Альбом был по-разному встречен поклонниками и критиками.
В 1979 году режиссёр Фрэнсис Форд Коппола использовал композицию The End группы в своём фильме "Апокалипсис сегодня" о войне во Вьетнаме с Мартином Шином и Марлоном Брандо в главных ролях.
В 1988 году фирма «Мелодия» издаёт сборник группы The Doors в рамках серии под названием «Архив популярной музыки». Пластинка «Группа "Дорз". Зажги во мне огонь» стала первым выпуском этой замечательной серии, за которым последовали ещё одиннадцать (все выпуски содержали песни популярных в 1960 и 1970 годы XX века англо-американских поп и рок-исполнителей). Данное неофициальное издание The Doors было составлено из композиций с альбомов "The Doors" (1967), "Morrison Hotel" (1970) и "L.A. Woman" (1971).
После выхода в 1991 году фильма Оливера Стоуна «Двери» началась вторая волна «дорзомании». Только в 1997 году группа продала в три раза больше альбомов, чем за три предыдущих десятилетия вместе взятых. А 3 июля 2001 года в тридцатую годовщину со дня смерти Моррисона на кладбище Пер-Лашез, где похоронен вокалист The Doors, собралось больше 20 тыс. человек.
В 1995 году был ремастирован и переиздан посмертный альбом "An American Prayer". В 1998 вышел в свет первый комплект дисков "The Doors Box Set", в котором присутствеут ранее неиздававшийся материал. Полному ремастерингу в 1999 году подверлись студийные альбомы группы. Данные версии альбомов изданы в комплекте дисков The Complete Studio Recordings. Стоит отметить, что данное название не соответствует действительности, т.к. не содержит двух альбомов, выпущенных после смерти Моррисона: "Other Voices" и "Full Circle". В комплекте кроме 6 первых альбомов также присутствует отдельный диск с раритетными записями.
В 2003 году Рэем Манзареком и Робби Кригером была создана группа The Doors of the 21st Century, однако поклонники встретили эту идею противоречиво. Кроме этого, барабанщик Джон Денсмор, не только не пожелал присоединиться к своим товарищам, но и, как правообладатель вместе с семьями Джима Моррисона и Памелы Керсон, воспротивился использованию словосочетания «The Doors» в названии нового проекта Манзерека и Кригера. После судебного процесса в 2005 году музыканты вынуждены были изменить название на Riders on the Storm. Однако за ними было оставлено право использовать для публичного самоименования словосочетания «бывшие Doors» и «участники The Doors».
Существенной переработке материал, записанный группой, подвергся в 2006 году. Звукозаписывающие компании решили приурочить к 40-летию группы выход мультимедийного коллекционного издания Perception. Это издание содержит первые 6 альбомов, причём каждый из них состоит из двух дисков — CD и DVD. На компакт-дисках — ремастированные версии альбомов с бонус треками. На DVD — мультимедийное содержимое: записи альбомов в многоканальных форматах звучания (многоканальные версии созданы Брюсом Ботником), видеоклипы и фотографии. Отдельного внимания заслуживает альбом The Doors из этого комплекта. Как оказалось, всем известная запись, существовавшая вот уже 40 лет, была записана с технической неполадкой, в результате чего звучание получилось замедленным и ненатуральным. Данная версия — альбом в том виде, в котором его записывала группа.
Jim Morrison
Jim Morrison (настоящее имя James Douglas Morrison) — американский певец, поэт и музыкант, фронтмэн группы The Doors. Родился 8 декабря 1943 года в Мельбурне, штат Флорида. Умер 3 июля 1971 года в Париже.
Отец Джима Моррисона — адмирал Стив Моррисон. Мать Джима, Клара Моррисон, также служила на флоте. Позже, в интервью 1967 года, Джим скажет, что они оба погибли.
В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге перевернулся грузовик с индейцами, и их окровавленые тела валялись по дороге.
Поступив в UCLA, на факультет кинематографии, он ведет богемный образ жизни, много читает, принимает психотропные вещества, увлекается мистицизмом и битниками. Дипломная работа Джима вызывает неоднозначную реакцию преподавателей, и он со скандалом покидает университет.
Вскоре со своим другом, также студентом UCLA Рэем Манзареком и присоединившимися к ним гитаристом Робби Кригером и барабанщиком Джоном Денсмором, они создают квартет The Doors, взяв название из строчки Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed,/Every thing would appear to man as it is, infinite» ("Когда двери восприятия чисты/Всё предстаёт таким, как есть — бесконечным"). Группа начала выступать по местным кабакам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня».
Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» вошел в первую десятку американского хит-парада Billboard, а следующий, «Light My Fire», занял в хит-параде первое место — крайне успешный дебют. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Употребление галлюциногенов, в частности LSD, оказало непосредственное влияние на творчество Джима и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта.
В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной прямой: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер, все меньше — Джим Моррисон. Поздние концерты «Дверей» представляли по большей части переругивания пьяного Джима с публикой. В 1971 году истаскавшаяся рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Кeрсон в Париж — отдыхать и работать над книгой стихов, где вскоре умирает. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Есть мнение, что Моррисон был убит. Единственным человеком, видевшим его тело была Памела Кeрсон, умершая три года спустя.
Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.
В начале 1990 годов режиссёр Оливер Стоун снял фильм «The Doors», посвященный Моррисону. Роль лидера The Doors исполнил Вэл Килмер. В 1978 году был выпущен альбом "American Prayer": незадолго до смерти Джим надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение.
Дискография
1967 The Doors / Elektra
1967 Strange Days / Elektra
1968 Waiting for the Sun / Elektra
1969 The Soft Parade / Elektra
1970 Absolutely Live / Elektra
1970 Morrison Hotel / Elektra
1971 L.A. Woman / Elektra
1971 Other Voices / Elektra - без Джима Моррисона
1972 Full Circle / Elektra - без Джима Моррисона
1978 An American Prayer / Elektra - посмертное издание поэмы Джима Моррисона
2006 Live in Philadelphia / Rhino Handmad