Emma Shapplin (19 мая 1974) — французская певица, выступающая в жанре классического кроссовера.
Эмма Шаплин, неоклассический автор, исполнитель, композитор и продюсер, начала свою музыкальную карьеру в классической музыке, но затем перешла в хард-рок.
Когда ей было 18 лет, певец Жан-Патрик Капдевилль убедил её вернуться к классическим урокам с тем, чтобы улучшить технику пения. Она обнаружила, что хотя рок открыл гедонистический образ жизни и давал ей больше творческой свободы, чем классическая музыка, этого было недостаточно, поэтому она решила создать собственный стиль. Её стилем стало сочетание оперы и транса и/или поп-музыки.
Шаплин и Капдевилль впоследствии работали вместе над её первым альбомом — Carmine Meo, музыка для которого была написана Капдевиллем. Хотя родным языком Шаплин является французский, и она исполняет на нём некоторые свои песни, большая часть композиций альбома Carmine Meo были переведены с французского, на котором Капдевилль писал их, на латинский и староитальянский, на которых их и можно услышать в альбоме.
Свой второй альбом, Etterna, Эмма решила исполнить на итальянском эпохи барокко XVII века. По её словам, это было сделано, потому что, «это язык, который поёт естественно» и потому, что он ближе к современному итальянскому языку, который она использовала в некоторых своих первых уроках классического пения, в то время как старый итальянский «приспособлен для поэзии, мечты и драмы». В частности, она использовала написание «Etterna» для названия альбома и заглавной композиции, так как писал Данте, а не современное «Eterna». Она иногда исполняет одну из своих песен — «La Notte Etterna» — на испанском языке («La Noche Eterna»). Сингл «Discovering Yourself» (с англ. «Открывая себя») исполняется на английском языке.
Шаплин сотрудничала с греческим певцом Джорджем (Йоргосом) Даларасом и посещает Грецию почти каждый год с концертами в Афинском древнем концертном зале Одеон Герода Аттического.
Шаплин была относительно неизвестна в Соединённых Штатах до момента, когда композитор Грем Ревелл использовал её голос в фильме Красная планета. Позже Шаплин и Ревелл сотрудничали при производстве второго альбома Эммы.
Мечтательная и драматичная музыка 35-летней Эммы Шаплин ускользает от категорий и определений. Эмоциональность и размах настоящей оперы сочетаются в ней с простотой и доходчивостью обычной поп-музыки. Каждый новый альбом Эммы Шаплин демонстрирует – певица не является ни классической певицей, ни поп-исполнителем, а уникальным артистом, открывшим свой собственный художественный метод.
Эмма Шаплин выросла в предместьях Парижа. Музыкальные таланты проявились у нее с детства, но родители, желавшие, чтобы их дочь сосредоточилась на «серьезной учебе», запрещали ей петь даже в школьном хоре, так что свои первые музыкальные уроки Эмма получила тайком от взрослых. На карманные деньги она регулярно посещала частного преподавателя, совершенствуя свое сопрано мечтая однажды выйти на оперную сцену. В 16 лет идиллия была нарушена местной начинающей рок-группой North Wind, пригласившей Эмму к себе вокалисткой. В течении трех лет, позабыв про свое хрустальное сопрано, Шаплин оттачивала глубокие и мрачные интонации, характерные для женского рок-вокала.
К 19 годам Эмма обнаружила, что хотя рок предоставляет больше свободы для самовыражения, нежели чем классический канон, даже его оказывается недостаточно для подлинного самовыражения. Она уехала из родного пригорода в Париж и вновь занялась классическим вокалом – теперь уже в стенах Парижской консерватории. Вскоре она познакомилась с поп-продюсером по имени Жан-Патрик Капдевий. Обнаружив, что амбициозной барышне также нравятся Верди, Мария Каллас и релаксационная музыка нью-эйдж, он предложил певице сделать пробную запись. Выбирая музыкальное направление, музыканты экспериментировали с десятками жанров, включая гранж. Результатом их стараний стал альбом «Carmine Meo»(1997), запись которого заняла больше полутора лет. Ворвавшись на первую строчку национального хит-парада, альбом возвестил о рождении нового стиля, не схожего ни с одним другим.
Песни, которые Эмма Шаплин записала для своего дебютного альбома, находились на пересечении оперы 19 века (от Доницетти до Беллини), изысканной поэзии, современной поп-музыки и рока. Большинство вещей исполнялось на староитальянском, языке, на котором говорили в XIII веке. По словам певицы, этот редкий язык идеально подходит для вокала и оставляет слушателю простор для воображения.
«Carmine Meo» принес Эмме мгновенный успех, войдя в хит-парады 25 стран и разойдясь во Франции дважды-золотым тиражом. Суммарный тираж пластинки превысил 2 миллиона копий, и юная дебютантка моментально очутилась в числе лучших исполнителей, работающих на стыке классики и поп-музыки, наряду с Андреа Бочелли и Ларой Фабиан. Ее диски отлично продавались повсюду в Западной и Восточной Европе, а также на куда как менее расположенных к опере рынках – Мексике, Чили, Японии, Корее, Таиланде и так далее, вплоть до Новой Зеландии.
Любопытно, что такого впечатляющего успеха Эмма добилась, не дав ни единого концерта. Ее первое живое шоу состоялось в 1998 году в Брюсселе, сразу перед 16-тысячной аудиторией. По сей день в биографии Шаплин не значится пока ни единого концертного тура, каждое ее шоу – особенное событие со специально разработанной драматургией. Нередко шоу Шаплин проходили под открытым небом на крайне нетривиальных площадках, вроде огромного храма в Бали, развалин Кесарии в Израиле, римского мавзолея под Белградом или афинского Одеона.
Песни Шаплин проникли в самые неожиданные закоулки музыкального мира – так, в 1999-м ремикс ее песни «Spente Le Stelle», сделанный ди-джеем Yomanda, стал хитом в европейских техно-клубах.
Второй альбом певицы последовал только через 5 лет, в 2002-м. Как и прежде, песни исполнялись на языке Данте и Петрарки, а ряд вещей был сочинен вместе с американским кинокомпозитором Грэмом Равелем. Диск, получивший название «Etterna», пользовался не меньшим успехом, чем его предшественник, подтвердив, что Эмма Шаплин вывела формулу успеха, не подверженного колебаниям моды. Альбом, исполненный грациозного равновесия между взаимоисключающими музыкальными жанрами, закрепил положение певицы на поп-небосклоне Европы. Ее статусу никак не повредило долгое отсутствие новых записей – билеты на каждый концерт Шаплин по-прежнему раскупаются без остатка, а ее первые пластинки находят все новых и новых почитателей.
Emma Shapplin - Discovering yourself
Emma Shapplin - Forever Gold
Emma Shapplin - The Greatest Hits Of
Emma Chapplin - Carmine Meo
Emma Chapplin - The Concert in Caesarea
Emma Shapplin - Macadam Flower
Emma Shapplin - Etterna