http://i037.radikal.ru/1108/4d/c2ef9ad45a0c.jpg

Can

Эта очень важная и легендарная группа была сформирована в Кельне в июле 1968. Инициаторами ее создания были Ирмин Шмидт (Irmin Schmidt) - клавишные и Дэвид Джонсон (David Johnson) - флейта. Они стремились создать полностью новую музыку, путем слияния  различных музыкальных стилей. Ирмин Шмидт (Irmin Schmidt) и Хольгер Кзакей (Holger Czukay) учились у Штокхаузена и к моменту создания группы имели некоторый опыт в джазовых ансамблях. В дополнение к этому, Шмидт закончил дортмундскую Академию, по классу альтгорна и оркестровой постановки. Яки Либецайт (Jaki Liebezeit) еще с ранних школьных лет играл на трубе, флейте и ударных инструментах. Но в конечном счете он стал ударником в группах исполняющих фри джаз. Майкл Кароли (Michael Karoli) был на десять лет моложе чем другие члены, и единственный, без музыкального образования. Свой первый музыкальный опыт он приобрел в нескольких неизвестных джаз роковых группах. Под влиянием творчества Джимми Хендрикса он решил стать участником рок группы. Дэвид Джонсон (David Johnson) был американским авангардистским композитором. В конце 1968 он оставил ново основанную группу и вернулся на родину. Непосредственно перед его отъездом, к группе присоединился другой американец -  черный вокалист по имени Малком Муней (Malcolm Mooney).Так было завершено комплектование первого состава. Единственная запись этих шести музыкантов, играющих вместе - очень таинственный сингл "Kama Sutra Parts I & 2" (Metronome M25-128), который по некоторой неизвестной причине был посвящен  только Ирмину Шмидту. В 1984, во Франции ограниченным тиражом в 2000 копий (Tago Mago TM 4755), на кассете,  вышел самый первый концерт  Can (как пять пьес, показывающих Johnson) на кассетном выпуске Prehistoric Future. Группа закончила свою собственную примитивную студийную работу и свела все это в Schloss Norvenich в январе 1969 (Большая часть их альбомов были сведены там). К этому моменту группа записала только четыре трека. И все эти записи были  с высоким техническим качеством, частично из-за большой технической способности Хольгера Кзакея, который стал для группы звукоинженером и редактором ленты. Их первые записи были распространены по нескольким компаниям грамзаписи. Возможно, что альбом 1981 года «Delay 1968» был составлен из этих магнитолент. Так как  группа не получила ни одного ответа из студий грамзаписи, то они не стали тратить впустую время, обивая их пороги. Вместо этого, они записали новый альбом Monster Movie (1969), изданный частно тиражом 600 копий. Это было действительно одним из самых радикальных и изобретательных дебютных альбомов в рок истории! В декабре того же года был подписан контракт с Liberty / United Artists, и Monster Movie был выпущен снова.  Вдохновленные множеством авангардистских композиторов таких как Jimi Hendrix, Pink Floyd и Velvet Underground, Can смогли создать собственный, уникальный стиль. Он был характеризован задыхающимся, повторяющимся и говорящим вокалом, тяжелой искаженной гитарой, мерцающим органом, простыми и ритуалистическими басами и чувствительными ритмами. Действительно этот альбом был эталонной точкой для большинства их последующих альбомов, особенно их классические треки "Father Cannot Yell" и "You Doo Right". Can обычно записывались в студии в живую - играя, веселясь и импровизируя, что приводило к великолепным результатам! Первый альбом Amon Duul II Phallus Dei (1969) был результатом подобного процесса, результатом которого стала горстка разумно структурированных "песен" и одна длинная "улетная" импровизация, как заключение к альбому. После выхода Monster Movie (этот альбом, своего рода, звуковая дорожка к очень собственному, воображаемому кинофильму), к группе обратились несколько кинорежиссеров, чтобы записать реальную музыку к кинофильму. В октябре 1970 вышел альбом Soundtracks. В него вошла музыка из пяти различных фильмов. Большая часть музыкального материала из этого альбома была более доступна, чем на Monster Movie, но тем не менее, на альбоме тоже были их классические композиции: "Soul Desert", "She Brings The Rain" (эти два трека, также вышли синглом на Liberty 15340) и "Tango Whiskyman" .  Альбом был записан за двенадцать месяцев, и с новым вокалистом Дамо Сазаки (Damo Suzuki) на четырех треках. Малком Муней (Malcolm Mooney) стал психически больным, оставил группу и возвратился домой в США в декабре 1969. Таким образом, закончилась первая стадия в истории Can. Группа искала нового вокалиста в течение четырех месяцев, прежде, чем они обнаружили японца Дамо Сазаки, праздно шатающимся по улицам Кельна. Его сила была не в вокальных данных, а в специфической методики фразировки и стилистики, которые точно соответствовали ритмичной и повторяющейся музыке группы. Оставшуюся часть 1970 года Can записывали Tago Mago. Этот разноплановый двойной альбом, названный, как полагают, именем фокусника, является их лучшей работой. Как и большая часть альбомов Amon Duul II того же периода, Tago Mago представлял собой одну композицию с несколькими  структурами в мелодике, содержащими  более сверхъестественные, импровизационные эксперименты. Первый трек альбома "Paper House" сделан в угрожающе медленном, прогрессивном ключе. Следующая композиция "Mushroom", записанная со странными эхо и  реверберационными эффектами, вводит в уникальные хаотичные ритмы группы. "Oh Yeah" начинается взрывом, постепенно развивающимся в гипнотическую и повторяющуюся мелодию с добавлениями эффектов, воспроизведенных наоборот. "Halleluwah" это, своего рода, предвкушение той ритмичной музыки группы, которая будет на их следующем альбоме Ege Bamyasi.  "Aumgn" - очень странный и ритуалистический звуковой коллаж, с недостатком в обычных ритмах или мелодических линиях. На этом треке записано множество странных, невербальных вокальных звуков и  "крушащихся" ударных инструментов, с большим количеством сверхъестественных эхо эффектов, добавленных Ирмином Шмидтом. Либецайт (Liebezeit) в этой композиции играет на контрабасе. "Peking O" вероятно самая сверхъестественная, безумная композиция, когда-либо, записанная группой, чтобы описать ее! "Bring Me Coffee Or Tea" - последняя вещь на альбоме, сделана в более стандартном, нормальном стиле группы. Этот альбом, содержащий ненормально образную музыку, стал реальным шедевром немецкого рока! Фактически, альбом был сделан удивительно хорошо. Он продавался достаточно хорошо, чтобы попасть в немецкие списки бестселлеров, достигнув 38-й позиции! (Это никогда не случилось бы, если этот альбом был выпущен в настоящее время!). У международных рок критиков были большие трудности, когда они пытались описывать музыку группы. Многие из них видели группу как: 'немецкие Velvet Underground или Mothers Of Invention'. Наверняка, эти описания только использовались из-за отсутствия лучших Англо-американских групп для сравнения. Был также издан сингл из Tago Mago сессии: "Turtles Have Short Legs" вместе с "Halleluwah (отредактированная версия)" (Liberty 15465). Вышедшая следом музыка из кинофильма привлекла к группе даже больше внимания. Трек "Spoon" был главной темой немецких телевизионных серий и был выпущен как сингл на Рождество 1971 года, вместе с "Shikaki Maru Ten" (на United Artists 35304). Это был триумф для целой волны нового немецкого рока (так называемый "kraut-rock"), когда их сингл фактически  был продан больше чем 200 000 копий и достиг первого номера в чартах синглов! Из-за этого довольно неожиданного успеха, группа была фактически вынуждена играть на живых концертах. Их первый британский тур (Весной 1972) получил большую восторженную поддержку. В то же самое время, Can также издали свой третий сингл: "Vitamin C" (другая тема из кино) вместе с "I'm So Green" (U.A.  35472). Новый альбом Ege Bamyasi (выпущенный в августе 1972) был сфокусирован на отчетливо ритмичной музыке. Многие из аранжировок треков с ритуалистическими ударными инструментами и разговорным и/или "дышащим" голосом Сазаки, были необычно редки. Другие треки были песнями в уникальном, коротком и весьма мелодичном, но в то же самое время причудливом стиле группы! Лучшим примером этого была "Spoon". Несмотря на эти элементы, Ege Bamyasi не был столь же захватывающий как Tago Mago. К счастью в 1973 году вышел замечательный и изобретательный Future Days. В это время музыка группы была более атмосферной, чем мощной. Вещи конечно изменились со времен агонии в Monster Movie. Длинный заглавный трек (который открывает альбом), был особенно хорошим примером их нового стиля. Трек "Spray" пародирует роковые рифы, в то время как "Moonshake" также был выпущен как сингл с отредактированной версией "Future Days" на другой стороне (U.A.  35596). "Bel Air"(отредактированная от очень длинного сеанса!) была длинной импровизацией, длящаяся всю вторую сторону альбома. Дамо Сазаки выполнил, его последний концерт с Can 25-ого августа 1973 в Эдинбурге и затем вернулся в Японию. В 1974 году группа записала альбом Soon Over Babaluma как четверка. Содержа дальнейшее развитие живых экспериментов с очищенными ритмами народов мира, он стал еще лучшей совокупностью композиций, чем Future Days. Шмидт и Кароли теперь стали вокалистами. "Dizzy, Dizzy" была быстрой композицией с шепчущим вокалом, электрической скрипкой и эхо барабанами. "Come Sta, La Luna" имела мелодраматические вокалы Шмидта, радио разговоры и крики птицы, пойманной Кзакейем и извращенные ритмы танго от Либецайта. Вы никогда не слышали такое танго прежде! "Chain Reaction" (11:12) с разъяренными ударными и несколькими сдвигами темпа - законченное безумие! "Quantum Physics" немного спокойная вещь, выполненная в атмосферном стиле. Soon Over Babaluma должен быть расценен как лучший альбом группы после Tago Mago! Короткие версии композиций "Dizzy Dizzy" и "Splash" были выпущены как сингл (U.A.  35749). В 1975 году группа подписала новые контракты записи - с EMI Electrola в Германии и с Virgin по всему миру. United Artists, со своей стороны, выпустили 15 000 копий ретроспективного альбома, названный Limited Edition. В него вошли ранее неизданные треки, записанные между 1968 и 1974 годами. На этом альбоме есть много, действительно ярких моментов, подобно странной истории "Mother Upduff" (рассказанная Малкомом Мунеем) и "Gommorha" (другая тема из кинофильма), инструментально характеризующая группу. Благодаря EMI и Virgin, в 1976 эта совокупность была сделана доступной снова как сторона один и два из двойного альбома Unlimited Edition. Стороны три и четыре предложили новый выбор ранее неизданных треков. Это издание группы, записанное вживую в их студии в бесчисленных стилях и направлениях, было столь же великолепно, как большинство их обычных альбомов! Альбом Landed (1975), состоящий из 6 треков, был последним альбомом их превосходного стиля. На треках "Full Moon On The Highway" и "Vernal Equinox" Кароли исполняет наиболее фузованные гитарные соло со времен Monster Movie. Британский звукорежиссер концертов группы Peter Gilmour написал лирику этому и их двум последующим альбомам. Трек по имени "Unfinished" действительно звучит как будто он никогда не закончится, и показывает (по моему мнению) первые признаки предстоящего творческого застоя группы. Различные вокалисты были испытаны в это время: японская вокалистка Мичико Накао (Michiko Nakao), Тим Хардин (Tim Hardin) (однажды выступал с группой на концерте), Майкл Коузинс (Michael Cousins) и индонезиец Thaiaga Raj Raja Ratnam, но ни один из них не оставался с группой. Как обычно, был издан сингл из альбома: "Hunters And Collectors" вместе с "Vernal Equinox" (Harvest IC006 31392). Flow Motion (1976) был попыткой сочинить более коммерческую музыку с фанк ритмами и новыми гостевыми вокалистами (Peter Gilmour и Rone Timmer). Неправильная группа Can наконец стала нормальной, хотя они оставались несколько эксцентричными. Их фанк роковый сингл "I Want More" вместе с "...And More" (Harvest ICOO6-31727 в Германии, и Virgin VS 153 в Великобритании) попал в британские чарты. Для Рождества 1976 года, группа выпустила диско версию песен "Silent Night" и "Cascade Waltz" (Harvest ICOO6-31973 и Virgin VS 166). Хольгер Кзакей (Holger Czukay), несогласный с новым направлением группы, постепенно пришел к мысли о выходе из Can. Группа была теперь расширена за счет двух прежних членов группы Traffic: басист Rosko Gee (который фактически вошел в состав группы по инициативе Кзакея!) в конце 1976 и перкуссиониста Reebop Kwaku Baah в начале 1977, как раз во время сессий Saw Delight. Творчество Can – это "Золотой архив" немецкого рока. Они были уникальной группой с уникальным звуком.

Состав

    Хольгер Шукай (нем. Holger Czukay)
    Михаэль Кароли (нем. Michael Karoli)
    Яки Либецайт (нем. Jaki Liebezeit)
    Ирмин Шмидт (нем. Irmin Schmidt)
    Малкольм Муни (нем. Malcolm Mooney)
    Дамо Судзуки (нем. Damo Suzuki)

Дискография
Студийные альбомы

    Delay 1968 (Schloss Noervenich, 1968, выпущен в 1981)
    Monster Movie (Liberty, 1969)
    Soundtracks (Liberty, 1970)
    Tago Mago (United Artists, 1971)
    Ege Bamyasi (United Artists, 1972)
    Future Days (United Artists, 1973)
    Soon Over Babaluma (United Artists, 1974)
    Landed (Virgin, UK/Harvest, Ger., 1975)
    Flow Motion (Virgin, UK/Harvest, Ger., 1976)
    Saw Delight (Virgin, UK/Harvest, Ger., 1977)
    Out of Reach (Harvest, 1978)
    Can (Harvest, 1979)
    Inner Space (Peters International, 1979)
    Rite Time (Mercury, 1989)