http://s006.radikal.ru/i215/1108/4a/40fb3b25fc12.jpg

Strawbs

The Strawbs — британская рок-группа, образованная в 1964 году певцом, гитаристом и автором Дэйвом Казинсом. Strawbs начали с блюграсс-репертуара, но постепенно перешли в лагерь прогрессив-рока, сохранив при этом интерес к народной музыке и став вскоре одной из немногих prog-групп, приблизившихся к границам фолк-рока.

С приходом в 1972 году Дэйва Ламберта Strawbs, ужесточив звучание, вышли на пик своей карьеры. Альбом 1973 года Bursting at the Seams (#2, UK) обеспечил группе коммерческий прорыв. Успех в Британии имели и синглы из него: «Lay Down» (#12 UK) и «Part of the Union» (#2 UK), первый в истории «профсоюзный хит»).

В числе известных музыкантов, в разное время входивших в состав Strawbs, — Сэнди Денни (позже — участница Fairport Convention), Соня Кристина (позже — Curved Air), Рик Уэйкман (Yes), Блю Уивер (Amen Corner, Mott the Hoople, Bee Gees), Джон Хоукен (Renaissance, Spooky Tooth, Vinegar Joe).

Дэйв Кузинс (р. 7 января 1945) и Тони Хупер начали музицировать вместе в конце 50-х, однако потом их дорожки разошлись, и они воссоединились в 1963-м. Взяв к себе в компанию Артура Филлипса (мандолина), парни начали выступать в фолк-клубах под вывеской "Strawberry Hill Boys". Спустя год ансамбль освоил множество лондонских заведений подобного рода. Филлипс к тому времени ушел, а вместо него появился склонный к блюзу контрабасист Джон Берри. Этот тип пробыл в составе около года, а после его ухода трио превратилось в дуэт. В середине 60-х британский фолк переживал период расцвета, и концерты "Boys" пользовались большой популярностью. Записи группы частенько звучали на BBC, а в 1966 году Дэйв и Тони открыли свой клуб "White Bear". Постепенно парни перешли от блюграссовых мелодий и народных мотивов к материалу собственного производства, а вслед за появлением в их компании контрабасиста Рона Честермана название команды изменилось на "Strawbs". В том же году состав пополнился фолк-дивой Сэнди Дэнни, с которой были сделаны записи для предполагаемого первого альбома. Однако те пленки пристроить никуда не удалось, а Сэнди ушла работать соло (а потом в "Fairport Convention"). Дебютная пластинка вышла только в 1969 году, когда "Strawbs" удалось заполучить контракт с "A&M Records". К созданию диска было привлечено множество сессионщиков, и в результате фирма понесла немалые расходы. На следующие сессии был выделен ограниченный бюджет, однако гости все же присутствовали, и среди них числился Рик Уэйкман. Перед записью "Dragonfly" в состав была включена виолончелистка Клер Дениз, но непьющей и некурящей вегетарианке трудно было в рок-группе, поэтому после выхода диска она ушла. Клер подменил Линдсей Купер, который после ухода Честермана переключился на бас, а четвертым официальным участником группы стал Уэйкман. Купер также продержался недолго, и после его отставки Дэйв и Тони решили превратить "Strawbs" в полноценную рок-банду. С бас-гитаристом Джоном Фордом и барабанщиком Ричардом Хадсоном был записан концертник "Just A Collection Of Antiques And Curios", вызвавший в прессе бурные отклики. Впрочем, не эти двое новичков были предметом восторгов, а маг клавишных Уэйкман. К сожалению, Рик записал с группой еще всего один альбом, после чего отбыл в "Yes", освободив место для Блю Уивера. Однако оказалось, что и без Уэйкмана команда может делать хорошую музыку, и следующий, концептуальный, альбом "Grave New World" стал, по мнению многих, настоящим шедевром. Между тем, Хуперу не нравился разворот от акустического фолка к "электричеству", и после американского тура он уступил место гитаристу Дэйву Ламберту (р. 8 марта 1949). В 1973 году был записан альбом "Bursting at the Seams", две композиции из которого ("Lay Down" и "Part of the Union") попали в лучшую британскую десятку, а трек "Down by the Sea" получил постоянную прописку на штатовских FM-станциях. Однако всему хорошему приходит конец, и после очередного тура ушли Уивер, Хадсон и Форд. "Strawbs" вернулись к работе в 1974 году в обновленном составе: Кузинс, Ламберт, Джон Хокен (клавишные), Чес Кронк (бас) и Род Кумбс (ударные). Диск "Hero and Heroine", записанный этой конфигурацией, потерпел неудачу в Англии, но группу спасло благосклонное отношение заокеанской аудитории. Следующие два альбома также больше привлекли американскую публику, оставив британцев полностью равнодушными. Перед сессиями "Nomadness" свой пост покинул Хокен, а впоследствии за клавишные взялся ветеран джаз-рока Джон Милинг. После выхода пластинки контракт с "A&M Records" был утерян, и "Strawbs" перебрались под крышу "Oyster Records". Придав альбому "Deep Cuts" коммерческий налет, группа смогла несколько увеличить продажи дисков, однако потом под напором панка стала сдавать свои позиции. Перед записью "Deadlines" ушел Кумбс, спустя несколько месяцев удалился Ламберт, а летом 1980-го объявил о своей отставке и Кузинс.
Группа практически сразу развалилась, и этим бы дело кончилось, но в 1983 году бывшие "Strawbs" получили приглашение к участию на "Cambridge Folk Festival". Выступление прошло успешно, и на этой волне проект был реанимирован. Последовала серия коротких туров, а в 1987 году после десятилетнего перерыва вышла в свет новая студийная работа "Don't Say Goodbye". В честь своего 25-летия "Strawbs" устроили грандиозные национальные гастроли, но после этого активность команды заметно снизилась. Лишь с наступлением миллениума жизнь в коллективе закипела с новой силой. Регулярные концерты и выпуск свежего студийного материала – все вернулось на свои места. Примечательным моментом являлось то, что группа теперь существовала в двух ипостасях – "электрической", с составом периода "Hero and Heroine" и акустической, включавшей в себя только Кузинса, Ламберта и Кронка.

___________________________________________________________________________________________________________

«Strawbs» стоит в ряду лучших британских прогрессив-групп. Вряд ли юные Дэйв Казинс (Dave Cousins) и его школьный товарищ Тони Хупер (Tony Hooper) строили далеко идущие планы, когда играли по вечерам в пабе под названием London Apprentice, что находился в одном из районов Лондона. Очарованные мелодиями bluegrass, они исполняли в основном песни американских музыкантов Лидбелли и Вуди Гатри. Шел 1964 год, когда они вместе с присоединившимся Артуром Филлипсом (Arthur Phillips) выступили в фолк-клубе Clapham под названием «Strawberry Hill Boys». Ориентир был взят на блюз, фолк и блюграсс. Филипс вскоре ушел из группы, а на его месте оказался Джон Берри, игравший на басу и более склонный к блюзу. Поиграв в «Boys» с год, он предпочел заняться сольной карьерой. Какое-то время Кузинс и Хупер выступали вдвоем.

Параллельно бит-буму, фолковая рок-сцена приобрела множество собственных поклонников. Дуэт стал завсегдатаем ключевых лондонских клубов. Их голоса уже можно было услышать по радио BBC. С головой окунувшись в мир музыки, Дэйв и Тони оставили образование (до того Казинс изучал статистику, а Хупер — электротехнику) и в 1966 году открыли собственный клуб «Белый Медведь». Вот это было здорово — теперь музыканты были независимы в выборе репертуара и они стали включать в выступления собственные песни в стиле фолк, постепенно отдаляясь от блугрэсса. Ища нового члена для команды, Тони познакомился контрабасистом Роном Честерманом (Ron Chesterman). К июню 1967 группа формально была переименована в Strawbs. А уже летом трио превратилось в квартет. Новым участником стала очаровательная исполнительница Сэнди Денни (Sandy Denny).

Сэнди Денни родилась в 1947 году и обучалась в Кессингстонском колледже искусств в Лондоне в одно время с Джимми Пэйджем, Эриком Клэптоном и Джоном Ренбоурном, а затем начала выступать на клубной сцене, где ее сильный, ясный и естественный голос быстро создал Сэнди отличную репутацию. После двух недель репетиций Strawbs сделали несколько демо-записей и отвезли их в Копенгаген, где намечался контракт на запись с тамошним лейблом Sonet Records. «…Мы сделали альбом в Копенгагене, играя по ночам в клубе и записывая альбом днем. Студией была сцена кинотеатра, а аппаратурой — двухдорожечное стерео. Так как мы никогда прежде не записывались, мы не сообразили записать сперва бэк-треки, так что все было сделано вживую. Нам удалось сделать сдвоенный вокал кое-где, но в основном это была фолковая запись. Мы взяли ее обратно в Лондон и пытались там пристроить, но никто не был особенно заинтересован…» Неопределенность и проволочки с выпуском альбома выбили Сэнди из равновесия и она покинула группу, поскольку имела уже ряд заманчивых предложений, среди которых приглашение в Fairport Convention.

Оставшись втроем, музыканты, наконец записали два первых сингла в Дании, а затем получили контракт с американским лейблом A&M Records, причем контракт был подкреплен весомым гонораром в 15000 долларов. Дебютная «сорокопятка» "Oh How She Changed/ Or Am I Dreaming?” появилась в Англии в июне 1968. Несмотря на очень приличный музыкальный материал, пластинка в топ не попала. Запущенный в ноябре второй «пробный камень» и вовсе вызвал много вопросов из-за заглавной композиции The Man Who Called Himself Jesus, которая была очень популярна в поэтических кругах, но считалась довольно шокирующей из-за текстов и воспринималась с большой настороженностью радиостанциями и звукозаписывающими компаниями. Лиха беда начало — главное запуститься, а талант дорогу пробьет!

К записи дебютного альбома были привлечены значительные силы: «Главным реквизитом был оркестр из 36 человек, дополненный гениальной арабской группой из 5 человек, найденной в ресторане «Omar Khayam» Стоимость первого альбома значительно превысила смету, поскольку, группе пришлось переписывать его заново. Расходы по контракту ложились на плечи музыкантов, оттого требовалось восстанавливать финансовое равновесие и готовить новый релиз.

При записи второго альбома, «Dragonfly», парни решили расширить звучание и привлекли к работе сессионных музыкантов, в числе которых был и Рик Уэйкман. По выходу пластинки Уэйкман был принят в «Strawbs» на постоянной основе, а кроме него команду пополнили басист Джон Форд и ударник Ричард Хадсон.

После краткого совместного тура с Roy Harper, где новые члены команды имели возможность сыграться и притереться друг к другу, группа дала свой знаменитый концерт 11 июля на подмостках London’s Queen Elizabeth Hall. Запись концерта стала третьим номерным альбом Just A Collection Of Antiques And Curios и попала на 27 строчку национального хит-парада. В многом это стало заслугой виртуозной игры Уэйкмана, которого обозреватели газеты Melody Maker назвали "Завтрашней Суперзвездой”. Восторженные отклики музыкальной прессы, подтолкнули сомневающихся американских издателей к первому тиражированию пластинки в США, где заняла в чартах 27-ю позицию.

Лето 1971 года принесло следующий альбом From The Witchwood. Восхождение к музыкальному олимпу продолжалось. Это был полноценный роковый альбом со смешанными электрическими и акустическими гитарами, мягкой ритм-секцией и вокалом дополненным многоголосьем, причем из участников группы пели все кроме Рика. Материал был украшен многочисленными клавишными Уэйкмана, куда входили орган, меллотнон, электрическое пианино, клавесин, муг и другие. Новая работа коллектива поднялась до 39 места в хит-параде и сделала группу одним из мировых лидеров в жанре фолк-рок. Немалая заслуга в успехе группы принадлежала Рику Уэйкману, который вывел ансамбль из маленьких клубов на большую сцену. Во время американского промо-тура, Уэйкман втихаря договорился с Yes, как стало потом известно — он даже тайно начал репетировать с будущими легендами арт-рока во время записи From The Witchwood. Итак. Уэйкман сделал последний шаг к своей звездной карьере пробыв в группе немногим боле 15 месяцев и дав ей существенный толчок по пути к славе. После перехода Уэйкмана в Yes, его место в Strawbs занял бывший участник Amen Corner — Блю Уивер (Blue Weaver).О

Тем временем «Strawbs» вступили в свою звездную фазу, и концептуальный альбом «Grave New World» стал лучшим в их дискографии. Этот диск стал последней работой Хупера с «Клубниками», поскольку ему не очень нравился поворот от фолка к року. После американских гастролей он расстался с коллективом, уступив место гитаристу Дэйву Ламберту, придерживающимся роковых корней. В 1973 году с ним был записан альбом «Bursting at the Seams», две композиции из которого («Lay Down» и «Part of the Union») попали в лучшую британскую десятку, а трек «Down by the Sea» получил постоянную прописку на штатовских FM-станциях. После выхода альбома, группа дала 52 концерта в поддержку нового релиза, и уже в апреле он занял втрое место в чартах. Этот успех стал самым большим достижением группы за всю ее карьеру. И как это ни парадоксально, послужил последним толчком к расколу команды, о чем ее участники в дальнейшем не раз сожалели.

«Strawbs» вернулись к работе в 1974 году в обновленном составе: Кузинс, Ламберт, Джон Хокен (клавишные), Час Кронк (бас) и Род Кумбс (ударные). «Hero and Heroine», записанный этой конфигурацией, потерпел неудачу в Англии и лишь чуть получше дела обстояли в Штатах. Следующие два альбома также больше привлекли американскую публику, оставив британцев полностью равнодушными. ериканскую публику, оставив британцев полностью равнодушными. При подготовке к записи "Nomadness" ушел клавишник Хокен, которого заменил ветеран джаз-рока Джон Милинг. Контракт с «A&M Records» был утерян, и «Strawbs» стали иметь дело сначала с «Oyster», а затем с «Arista». Однако альбомы, вышедшие на этих лейблах популярности группе нисколько не прибавили, и в конце 70-х коллектив прекратил существование.
The Strawbs - Nomadness 1975

В 1983 году Дэйв Казинс появился в телевизионном шоу «Gas Tank» с Риком Уэйкманом. Рик высказал идею собрать Strawbs времен знаменитого выступления 1970 года в London’s Queen Elizabeth Hall. И он таки уговорил Казинса, Хупера, Хадсона и Форда присоединиться к нему для исполнения живой версии The Hangman And The Papist. Так спустя много лет музыканты встретились вновь на одной сцене. Следующее совместное выступление осколков группы состоялось на Кембриджском Фолк-фестивале, вместо Рика за клавишами стал Блю Уивер плюс Брайена Виллобай. Выступление прошло успешно, и на этой волне решено было реанимировать группу. В 1987 году после десятилетнего перерыва вышла в свет новая студийная работа, «Don’t say goodbye». В честь своего 25-летия «Strawbs» устроили грандиозный национальный тур, но после этого лишь изредка баловали фанов концертами. К более-менее активной гастрольной деятельности они вернулись в 2000 году.

Свое тридцатилетие команда встретила концертным марафоном, длящимся целый день на подмостках Chiswick House в Западном Лондоне. Перед зачарованной публикой предстали почти все участники команды и специальные гости в лице сына Уэйкмана и скрипача Fairport Convention — Рика Сандерса. Затем состоялся неизменный тур, стартовавший на Bergen Rock and Blues Festival в Норвегии.

Новейшая история наших героев отмечена чередой триумфальных гастролей, двумя новыми альбомами. Blue Angel появился в 2003 году. Здесь впервые за 25 лет вновь играют Дэйв Ламберт и Род Кумбз. В работе над записью принимали участие большинство участников поздних составов. Часть материала сыграно в новых версиях. В частности Lay Down и другие. В таком же ключе выдержан следующий альбом Deja Fou (2004), где новые треки удачно дополнены свежими трактовками из богатого наследия рок-легенды — группы Strawbs.

Состав

Dave Cousins
Chas Cronk
Dave Lambert
Rod Coombes

Дискография
Альбомы

    Strawbs (1969)
    Strawberry Sampler Number 1
    Dragonfly (1970)
    Just a Collection of Antiques and Curios (1970)
    From the Witchwood (1971)
    Grave New World (1972)
    Two Weeks Last Summer (1972) (сольный альбом Дэйва Казинса, записанный с участниками Strawbs)
    Bursting at the Seams (1973)
    All Our Own Work (1973) («Sandy Denny and the Strawbs», записан в Дании, 1967)
    Hero and Heroine (1974)
    Strawbs by Choice (1974) (компиляция)
    Ghosts (1974)
    Early Strawbs (1974) (канадская компиляция)
    Nomadness (1975)
    Deep Cuts (1976)
    Burning for You (1977)
    Deadlines (1977)
    Classic Strawbs (1977) (канадская компиляция)
    The Best of Strawbs (1978)
    Don’t Say Goodbye (1987)
    Preserves Uncanned (1990) (демо 1960-х годов)
    Sandy Denny and the Strawbs (1991)
    Ringing Down the Years (1991)
    A Choice Selection of Strawbs (1992, сборник)
    Greatest Hits Live (1993) (TV «Bedrock», 1990)
    Heartbreak Hill (1995, запись 1978 года)
    Strawbs in Concert (1995) (BBC «In Concert» , 1973—1974)
    Halcyon Days (1997, сборник)
    Concert Classics (1999) (BBC «Sight and Sound», 1977)
    The Complete Strawbs (2000) (концерт к 30-й годовщине, Chiswick House)
    Baroque & Roll (2001)
    The Collection (2002)
    Tears and Pavan — An Introduction to Strawbs (2002)
    20th Century Masters: The Millennium Collection: The Best of Strawbs (2003)
    Blue Angel (2003)
    Déjà Fou (2004)
    Full Bloom (акустический концерт, 2005)
    Strawbs Live at Nearfest 2004 (2005)
    Painted Sky (2005)
    Recollection (2006)
    Taste of Strawbs (2006, 4 CDs, 1967—2006)
    Strawbs NY '75 (2007, live 1975)
    Lay Down with the Strawbs (2008, 2 CD, live at The Robin in Bilston 5th March 2006)
    The Broken Hearted Bride (2008)

DVDs

    Complete Strawbs: The Chiswick House Concert (2002)
    Strawbs Live in Tokyo DVD, plus Grave New World, the movie (2003)
    Acoustic Strawbs Live in Toronto (2004)
    Acoustic Strawbs: Live At Hampton Court Palace (2009)

Хит-синглы

    «Lay Down» (UK #12 1972)
    «Part of the Union» (UK #2 1973) (Canada #48 1973)
    «Shine on Silver Sun» (UK #34 1973)
    «I Only Want My Love to Grow in You» (1976)

Фильмография

    «Grave New World» (1973)

http://s004.radikal.ru/i207/1108/16/fedff5ad9376.jpg