willowasbest, битность определяет динамический звуковой диапазон, т. е. способность передавать без искажений как самые тихие звуки, так и самые громкие. Если мне не изменяет память динамический диапазон при разрядности 16 бит составляет 96 дБ. Для сравнения динамический диапазон виниловых дисков лучших американских звукозаписывающих компаний не более 65 дБ, и это на девственно чистом диске. Со временем параметр имеет тенденцию только к ухудшению. В реальности же даже и этот диапазон не используется. Звукоинженеры в студии ограничивают динамический диапазон до уровня комфортного прослушивания, а это 45-55 дБ для классики и намного менее для других жанров. Что же касается шумовых параметров, то на КД 16 бит используются полностью, а чтобы звук не пропадал в никуда, добавляют легкий шумок в первые два разряда, поскольку звука там все равно нет.
И для сравнения небольшая табличка:
Болевой порог человеческого слуха .......................................................120
Шум турбин реактивного двигателя на удалении 250 м ............................105
Шум от отбойного молотка в 7 м ................................................................95
Шум от грузовика при скорости движения 48 км/ч на удалении в 100 м .....65
Шумовой фон в офисе ..............................................................................60
Шум от легковой автомашины при скорости 64 км/ч ...................................55
Шум от ветрогенератора в 350 м ...............................................................35—45
Шумовой фон ночью в деревне ................................................................20—40
т. е. если мы запустим в квартире отбойный молоток, затем вырубим его и будем в состоянии расслышать тихие ночные звуки за окном с уровнем 20 дБ, значит мы полностью реализовали потенциал КД с тем самым легким шумком, подмешанным коварными звукоинженерами. Enjoy the Silence!
irukanji, точность огибания звуковой дорожки иглой частотнозависимый параметр, и в области высоких частот, когда радиусы закругления иглы и звуковой дорожки становятся соизмеримы, на выходе мы имеем не синусоиду, а кривую, называемую "поида". Такая кривая с одной стороны выглядит как чистый синус, а с другой как зубы акулы. Устрашающее зрелище, сам когда то баловался с измерительными дисками и осциллографом. Как следствие искажения в области высоких частот десятки процентов. Вот это то и придает звучанию винила "певучесть" и "приятность". Использование игл со сложным профилем не решает проблему полностью, а лишь приближает звук винила к звуку КД, делая его точнее и соответственно суше.
Для сравнения точность восстановления сигнала на КД определяет частота дискретизации и на самых высоких частотах составляет величины порядка тысячных долей процента.
И немного о прочих форматах. Те параметры, которые и на КД имеют предельные величины, в SACD и DVD-Audio загнаны в запредельную область. SACD так и позиционируется как формат для студийных архивов.
Возникает резонный вопрос, так почему же так многих не устраивает звучание КД? А это уже стоимость аппаратного решения с одной стороны и работа звукорежиссеров с другой.
Впрочем, это же относится и к винилу и к другим форматам.