Виа Ариэль - Ариэль
Исполнитель: Виа Ариэль
Название диска: Ариэль
Год : 2008
Количество треков: 17
Формат: WV/CUE/LOG
Размер: ~478 mb
* Валерий Ярушин — бас-гитара, гармошка, вокал
* Лев Гуров — гитара-ритм, вокал
* Борис Каплун — барабаны, скрипка, вокал
* Ростислав Гепп — рояль, флейта, вокал
* Сергей Шариков — клавишные, вокал
* Сергей Антонов — гитара-соло
Первый состав группы был организован студентом Челябинского политехнического института Валерием Паршуковым еще в 1966 году. В 1970 году «Ариэль» сливается с другой челябинской группой «Аллегро». Объединенный ансамбль сохраняет название «Ариэль», возглавляет новый коллектив двадцатилетний композитор — певец-гитарист Валерий Ярушин. Музыкальное направление, в котором начинает работать Ярушин с ансамблем, оказывается необыкновенно плодотворным. Может показаться странным, что руководитель «Ариэля» до сих пор возит с собой во все поездки... баян. А ведь Валерий Ярушин — баянист. Он закончил по классу баяна музыкальную школу и музыкальное училище. Он очень любит свой инструмент и редко с ним расстается.
В детстве у Валерия была «хромка» — русская двухрядная гармошка, играл на ней с пяти лет, а в семь пришлось переучиваться на баян. Новый инструмент сначала не понравился, кнопок слишком много —: дал реву: отдайте хромку! Но оказалось — играть на баяне удобно. Валерий слушал радио, запоминал все новые мелодии и тут же подбирал их. Очень любил песни из «Ивана Бровкина», играл их все подряд. Работал в пионерском театре и после школы собирался стать актером. Но все-таки любовь к музыке перевесила, и он поступил в музыкальное училище. Руководил самодеятельным ансамблем «Джаз-балалайка-2», потом научился играть на басовой гитаре, стал гитаристом и руководителем новой группы — «Аллегро», привлек в этот состав певцов-инструменталистов — барабанщика Бориса Каплуна (скрипача по образованию), пианиста Ростислава Геппа...
В ноябре 1970 года «Аллегро» объединился с «Ариэлем», приняв его название... «К моменту нашего слияния мы были очень разными,— вспоминает Валерий Ярушин.— Однако в результате объединения мы получили не просто «сумму приемов», а нечто новое. Тогда я был уже твердо уверен в том, что чисто английская манера, которой придерживался первый состав «Ариэля», не имеет у нас далеких перспектив. И не только потому, что больше половины программы звучало у них по-английски... А скорее потому, что песни, музыка должны — мне трудно выразить это несколькими словами,-— должны соответствовать духу, жизненному укладу, традициям страны, где музыка эта звучит. С другой стороны, совсем не хотелось отказываться от бесспорных достижений современной эстрадной музыки — новых способов звукоизвлечения, фразировки, опори на постоянный ритм, специфических ладово-гармонических оборотов. Ведь все эти средства сами по себе нейтральны — все дело в том, что выстроишь из этих кирпичиков... И все-таки главной нашей заботой с самого начала стал вокал {мы вообще группа больше поющая, чем играющая).
Во многом примером для нас явилась вокальная манера «Песняров» — их мягкое «народное» звучание с широким вибрато. В современной музыке, напротив, чаще принято «прямое», неокрашенное звучание без вибрато, своего рода антивокал, бытовая манера пения, когда звук подается на придыхании, без «купола», на связках. Нам было очень трудно спеться, потому что у нас было три совсем разных голоса: у Гурова — мягкое, лирическое звучание, иногда даже излишне «сладкое»; у меня, напротив, было чересчур много «металла», звучание было резким, жестким; тембр Каплуна был промежуточным, но в аккордах он часто «раскачивал» звучание, в то время как мы этого не делали. В общем, на то, чтобы «выстроить» четырехголосие, потребовалось много времени. Подстроились мы под тембр Гурова, который в свою очередь почувствовал нас».
Уже в первую программу, подготовленную осенью 1970 года для челябинского студенчества, Ярушин включает две русские народные песни: «Ой, мороз, мороз!» и «Ничто в полюшке не колышется». И — полный успех. Аудитория сразу же отметила интересные аранжировки, сделанные Яруши-ным. Собственно говоря, это были не просто обработки, а свободные фантазии на народную тему. Ярушим брал лишь зерно песни, иногда меняя лад, размер, вводя свои подголоски, контрапункты, придумывая интересные «продолжения» фольклорной мелодии, вставные эпизоды, но никогда не отходя от настроения песни. По сути дела, его обработки можно считать его собственными композициями, основанными на народном материале. Их принципом была, по выражению Сергея Прокофьева, «новая простота» — необычные повороты, сопоставления и сдвиги элементов, хорошо уже известных. Отказ от слуховых клише.
...В 1971 году «Ариэль» впервые пробует свои силы в довольно масштабном состязании — телеконкурсе «Алло, мы ищем таланты!» В этом же году ансамбль принял участие в конкурсе «Серебряные струны», о котором я уже упоминал, а теперь хочу рассказать несколько подробнее... Конкурс длился четыре дня, и все как будто бы уже определилось — кому первое место, кому второе, кому последнее. И вдруг, в последний, четвертый день выступает никому неведомый челябинский ансамбль, ломает весь этот порядок... и завоевывает первый приз... Это было неожиданно и странно — среди любительских групп натолкнуться на чисто профессиональный состав, очень русский по манере, никого не копирующий. «Ариэль» тяготел преимущественно к лирическим тонам, к поэзии, к музыкальной и душевной гармонии — достаточно было прослушать два-три номера, чтобы ощутить это. Но самое главное — в программе «Ариэля» не было ни одного пустопорожнего номера. Примитивные шлягеры в танцевальных ритмах музыкантов принципиально не интересовали. Конечно, песни «Ариэля» — разные, серьезные или легкие, но в каждой из них обязательно присутствует мысль, и ансамбль умеет донести эту мысль до слушателя. Вот почему одой из самых популярных песен «Ариэля» в Горьком стала «Тишина» Льва Гурова — песня суровая, сдержанная, повествующая о войне, об отцах, отдавших свои жизни за Родину. Эта песня — самая настоящая патриотическая баллада. Интересно, что в программе «Ариэля» наибольшим успехом пользовались не две английские песни, а «Тишина» и композиция Ярушина, основу которой составила тема русской народной песни «Отставала лебедушка». Ярушин использовал всего восемь тактов народной темы и при этом «оминорил» ее, придумал интересное вступление, красиво развил тему...
Успех русского репертуара в Горьком побудил руководителя «Ариэля» продолжать работу в этом направлении. Так появилась его большая вокально-инструментальная композиция на тему старинной свадебной песни «Отдавали молоду», песни очень впечатляющей, трагической — жизнь «молоды» на чужой стороне, ох как невесела! Интересен центральный эпизод песни-композиции — экспрессивный джазовый «скэт» (пение без слов) в унисон с соло-гитарой — прием, который очень редко используется в популярной музыке. Здесь этот эпизод — как длительная подготовка к трагической концовке, «аккумулятор напряжения»... Я уже говорил, что песни челябинского ансамбля очень необычны. Они расписаны .на четыре голоса, причем это не унисоны, а реально слышимое четырехголосие. Все исполняется идеально в отношении чистоты интонаций, множество нюансов — от форте до нежнейших оттенков пианиссимо. Отточенность фразировки, пристальное внимание к тембру, к его разнообразию. В общем, за каждой песней чувствуется труд, внимание к мелочам, артистизм. Наконец, с мая 1974 года «Ариэль» становится профессиональным гастролирующим ансамблем и оказывается в сравнительно новых для него условиях — концерт это не только музыка, но и зрелище. Он предполагает разнообразие программы, контрасты, театрализацию. Удастся ли молодым музыкантам стать настолько же сценичными и непринужденными, насколько интересна исполняемая ими музыка? Мне кажется, что ансамбль постепенно накопит необходимый здесь опыт. Первые шаги в области театрализации уже сделаны, и они снова... музыкального свойства. Прелестно звучит украинская песня «Марыся», в которой обыграны такие «инструменты», как стиральная доска (а это один из самых почтенных ударных инструментов раннего негритянского Джаза), чайник, детская свистулька...
А в исполнении «Песни старого извозчика» Н. Богословского музыканты очаровательно имитируют старую пластинку, которую «заело», и делают они это очень артистично и трогательно. Вообще, музыканты «Ариэля» молоды, симпатичны, интеллигентны. Они уже не раз брались за самые трудные задачи и, как правило, удачно их решали. Я думаю, что они быстро приспособятся к требованиям сцены, концерта. Но все-таки прежде всего они — музыканты. Пусть их больше заботит музыка. После Всесоюзного конкурса, когда «Ариэль» так широко узнала публика, узнали композиторы, в их творческом портфеле появились десятки новых клавиров. Остается выяснить последний вопрос — почему шестеро уральских музыкантов назвали свою группу именем Ариэля. Один Ариэль — это дух воздуха из шекспировской «Бури». Есть еще один Ариэль — герой фантастического романа писателя Александра Беляева, прекрасный и благородный юноша, наделенный способностью летать. Левитация, старая мечта человечества, сладкая греза. Почему эти музыканты избрали именно такой символ-имя? Мне кажется, потому, что в образе Ариэля воплощены черты, очень привлекательные для сегодняшней молодежи — полет, мечта, красота души и тела, верность дружбе и еще — готовность пожертвовать всем ради людей.
1. Отдавали молоду
2. Лебедушка
3. Я на камушке сижу
4. На острове буяне
5. Уж ты, порушка - параня
6. Комната смеха
7. Шире круг
8. В деле любом и каждом
9. Зимы и весны
10. Где ждет любовь
11. Любите струны гитар
12. Тишина
13. Маленькая история
14. Старая пластинка
15. Орган в ночи
16. Частушки
17. Скоморошина